Исследование процесса чтения

Страница 1

Исследование процесса чтения проводилось в конце букварного периода.

Задачи:

Определить характер чтения слогов (простых и со стечением гласных); слов (простых и сложных по звукослоговой структуре); предложений (простых и распространенных); текста.

Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.

Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно – фразовое).

Примерный речевой материал для чтения:

Слоги:

ма сю ас ям сто клю лье

бы цы ок ес вра пря фья

шо че уп ен гво сте тье

фу ря ип ящ жды зве рью

Слова:

том мыло ягоды

лес герой радуга

боль весна сенокос

юг ручьи дежурный

снег слезы коробка

дождь вьюга картофель

жаворонок сковорода

зеркало танкист

спички велосипед

Предложения:

Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Девочка смотрит в зеркало. Осенью пожелтели листья.

Текст “Щенок”:

Плачет маленькая Оленька. У нее пропал щенок Булька. Щенок был маленький. Только ушки были черненькие. Оленька кормила его молоком. Через день нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.

Анализ исследования процесса чтения.

Из 15 обследуемых детей были выявлены дети с разными показателями по способам чтения (от буквенного чтения до чтения целыми словами); по технике чтения (от очень медленной до быстрой); по характеру допущенных ошибок.

6 детей из 15 владели синтетическим способом чтения, т. е. чтением целыми словами с пониманием прочитанного.

2 детей из 15 читают в основном целыми словами, и лишь отдельные слова по слогам, также с пониманием прочитанного.

3 детей из 15 читают по слогам, однослоговые слова целым словом, с пониманием прочитанного, иногда при чтении допускают такие ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки слогов, например:

своречник – скворечник

вывишают – вышивают

оказыется – оказывается

1 ребенок из 15 читает очень медленно, по слогам, допускает множество ошибок. Нарушено понимание предложений и текста. Видны постоянные замены близких по звучанию звуков (С – З, Ж - Ш, Ш - С, Т – Д) или схожих по начертанию букв (П - Т, Б – В, Х – Ж), искажение звуковой структуры, например:

д – д – у – ж – н - о – дружно

те – ти – дети

с – сы – мо – т – ит – смотрит

Один ребенок читает по слогам, часто повторяет прочитанное для того, чтобы понять смысл, чтение часто сопровождается комментариями (“а, не!”, “а я это уже читал!”, “я такого слова прочитать не могу”).

При чтении повторяет слоги ( мо – ло – мо – ло – ко), повторяет звуки ( то – ле – ль – ко – только), пропускает окончания, заменяет слова, добавляет звуки ( осенью были желтые листья – осенью пожелтели листья). Понимание сложных слов бывает затруднено.

У 2 детей из 15 – побуквенное чтение, затруднено слияние звуков в слоге, замена букв, имеющих одинаковые элементы ( вместо П читает Н или Т, вместо Ш – Щ ), замены звуков, сходных акустически и артикулярно ( Б – П, С – Ш, Ж – Ш ), замены звуков связанных с неправильным произношением отдельных звуков ( вместо Р – Й, Л – В). Как следствие этого – нарушение понимания смысла.

Таким образом, выявленными недостатками чтения (выраженными в разной степени) являются:

нарушение понимания прочитанного

побуквенное чтение, послоговое

пропуски согласных при стечении

пропуски слогов

замена звуков, сходных акустически и артикуляторно

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Функциональные электроактивные материалы в содержании учебного процесса магистратуры ХФ
Данная глава посвящена рассмотрению роли и места таких интересных в практическом отношении и широко востребованных в настоящее время электроактивных материалов содержании обучения студентов и магистрантов ХФ. Первая часть главы относится к собственно электроактивным материалам, их значению в практи ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использов ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru