Необходимость и сущность рейтинговых оценок

Страница 1

Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтягивание «отсталых» ВУЗов регионов до среднего уровня предлагается считать содержанием государственной региональной политики.

Научно-практическая задача оценки и изменения социально-экономического положения административно-территориальных образовательных учреждений (ВУЗов) разного уровня не является новой, но ее постановка, характер и способы «выравнивания» различны и зависят от общего состояния сферы высшего профессионального образования.

В относительно стабильный период экономического развития страны политика государства, нацеленная на выравнивание социальных различий в территориальном плане, декларировалась как усиление равномерного размещения производительных сил, как комплексное (пропорциональное и гармоничное) развитие ВУЗов.

Переход от административного централизованного управления к рыночным методам регулирования хозяйственной деятельности вызвал трансформацию всей образовательной системы и сильное расслоение ВУЗов. В условиях нестабильного социально-экономического развития страны встала задача диагностики ВУЗов, выявления депрессивных и проблемных ВУЗов и определения наиболее эффективных форм и методов государственной поддержки таких учреждений. В условиях ограниченности государственных ресурсов это способствовало, в частности, сначала программному буму (с обращением к программам как к способу финансовой помощи), а затем (при невозможности финансирования и реализации огромного количества федеральных целевых программ) и определенной девальвации программно-целевого подхода управления.

Ухудшение ситуации до масштабного кризиса потребовало инвентаризации реальных и потенциальных факторов, то есть созданию ЕОРО (Единой организации рейтинговых оценок).

Методику оценки в части использования пороговых (критических) значений индикаторов социально-экономического положения ВУЗов.

Осмысление зарубежного опыта Европейского Союза и совместная работа российских и европейских экспертов переинтерпретировало поднять качество образования на порядок выше.

Именно в таком аспекте они нашли отражение в позиции Министерства образования Российской Федерации (МО РФ) по содержанию и механизмам региональной политики.

В отличие от действующего документа, включающего «выравнивание условий социально-экономического развития образовательных учреждений регионов» в качестве лишь одной из целей региональной политики, вышеупомянутая Концепция трактует ее как «выравнивающую», направленную на экономическое развитие, на снижение чрезмерных пространственных социально-экономических диспропорций, требующих безотлагательного вмешательства федерального центра. Основным инструментом реализации “выравнивающей” региональной политики остаются федеральные программы.

Экспертиза основных процедур используемых оценок позволила выявить следующие методические закономерности и особенности рейтингового распределения высших учебных заведений.

В Федеральной целевой программе снижения дифференциации в сфере образования на 2002-2010 гг. и до 2015 г. зафиксированы новые принципы организационного механизма разработки и реализации программ направленных на повышение качества образования путем выделения образовательных учреждений при помощи рейтинговых оценок.

Таким образом, радикальное преобразование инструментов государственной поддержки образовательных учреждений связано с переходом от оказания ее через множество разрозненных и относительно автономных федеральных целевых программ к механизмам финансирования через консолидированные логикой «выравнивания» конкретные проекты.

К особенностям региональных рейтинговых наборов положительного свойства следует отнести привязку к экономическим (ценовым) и географическим факторам, а отрицательного – оперирование исключительно динамическими показателями. Так, наборы учреждений высшего образования состоят практически полностью не из самих натуральных или стоимостных показателей, а индексов, характеризующих их изменение за год. Очевидно, что такой набор может отразить не ситуацию на момент оценки, а интенсивность определенной тенденции. В то же время, безусловно, индексы ключевых индикаторов могут выгодно дополнить общий набор, фиксируя динамику ситуации и давая материал для прогноза ее развития.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию п ...

Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна. Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ош ...

Специфика уроков литературного чтения. Почему именно предмет называется литературным чтением
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны. Задача образования, поставленная сегодня перед шко ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru