Необходимость и сущность рейтинговых оценок

Страница 1

Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтягивание «отсталых» ВУЗов регионов до среднего уровня предлагается считать содержанием государственной региональной политики.

Научно-практическая задача оценки и изменения социально-экономического положения административно-территориальных образовательных учреждений (ВУЗов) разного уровня не является новой, но ее постановка, характер и способы «выравнивания» различны и зависят от общего состояния сферы высшего профессионального образования.

В относительно стабильный период экономического развития страны политика государства, нацеленная на выравнивание социальных различий в территориальном плане, декларировалась как усиление равномерного размещения производительных сил, как комплексное (пропорциональное и гармоничное) развитие ВУЗов.

Переход от административного централизованного управления к рыночным методам регулирования хозяйственной деятельности вызвал трансформацию всей образовательной системы и сильное расслоение ВУЗов. В условиях нестабильного социально-экономического развития страны встала задача диагностики ВУЗов, выявления депрессивных и проблемных ВУЗов и определения наиболее эффективных форм и методов государственной поддержки таких учреждений. В условиях ограниченности государственных ресурсов это способствовало, в частности, сначала программному буму (с обращением к программам как к способу финансовой помощи), а затем (при невозможности финансирования и реализации огромного количества федеральных целевых программ) и определенной девальвации программно-целевого подхода управления.

Ухудшение ситуации до масштабного кризиса потребовало инвентаризации реальных и потенциальных факторов, то есть созданию ЕОРО (Единой организации рейтинговых оценок).

Методику оценки в части использования пороговых (критических) значений индикаторов социально-экономического положения ВУЗов.

Осмысление зарубежного опыта Европейского Союза и совместная работа российских и европейских экспертов переинтерпретировало поднять качество образования на порядок выше.

Именно в таком аспекте они нашли отражение в позиции Министерства образования Российской Федерации (МО РФ) по содержанию и механизмам региональной политики.

В отличие от действующего документа, включающего «выравнивание условий социально-экономического развития образовательных учреждений регионов» в качестве лишь одной из целей региональной политики, вышеупомянутая Концепция трактует ее как «выравнивающую», направленную на экономическое развитие, на снижение чрезмерных пространственных социально-экономических диспропорций, требующих безотлагательного вмешательства федерального центра. Основным инструментом реализации “выравнивающей” региональной политики остаются федеральные программы.

Экспертиза основных процедур используемых оценок позволила выявить следующие методические закономерности и особенности рейтингового распределения высших учебных заведений.

В Федеральной целевой программе снижения дифференциации в сфере образования на 2002-2010 гг. и до 2015 г. зафиксированы новые принципы организационного механизма разработки и реализации программ направленных на повышение качества образования путем выделения образовательных учреждений при помощи рейтинговых оценок.

Таким образом, радикальное преобразование инструментов государственной поддержки образовательных учреждений связано с переходом от оказания ее через множество разрозненных и относительно автономных федеральных целевых программ к механизмам финансирования через консолидированные логикой «выравнивания» конкретные проекты.

К особенностям региональных рейтинговых наборов положительного свойства следует отнести привязку к экономическим (ценовым) и географическим факторам, а отрицательного – оперирование исключительно динамическими показателями. Так, наборы учреждений высшего образования состоят практически полностью не из самих натуральных или стоимостных показателей, а индексов, характеризующих их изменение за год. Очевидно, что такой набор может отразить не ситуацию на момент оценки, а интенсивность определенной тенденции. В то же время, безусловно, индексы ключевых индикаторов могут выгодно дополнить общий набор, фиксируя динамику ситуации и давая материал для прогноза ее развития.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...

Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...

Анализ имеющихся ИКТ для знакомства дошкольников с цветом
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информац ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru