Работа с неблагополучными семьями является одним из важных направлений деятельности специалистов Центра, в том числе и социального работника.
Она строится в несколько этапов:
1) своевременное выявление основных проблем в семье;
2) составление индивидуальной программы реабилитации её членов (на этом этапе определяются организации, с которыми необходимо сотрудничество для достижения желаемого результата);
3) проведение мониторинга выполнения программы;
4) подведение итогов.
В процессе работы с семьей выделяется несколько форм:
- проведение социального патронажа;
- посредничество между семьей и конкретной организацией;
- консультирование.
На время проведения исследования на учёте в Центре стояло 8 алкоголезависимых семей, в которых воспитываются дети - дошкольники. Возраст родителей от 27 до 35 лет. Семьи имеют различный социальный статус (6 – малообеспеченных, 2 – неполных, 2 – воспитывают ребёнка – инвалида, в 2 отец привлекался к уголовной ответственности, отбывал наказание, в 2 семьях родители совсем не заботятся о детях, были зафиксированы случаи жестокого обращения с детьми, и в настоящий момент решается вопрос о лишении родителей родительских прав). Род занятий родителей - в основном рабочие профессии.
Таким образом, директор подтвердила, что работа с неблагополучной семьёй, семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию – одно из приоритетных направлений работы Центра, и социальному педагогу в этой работе отводится роль координатора усилий различных служб, посредника между семьёй и конкретным учреждением, помощника семьи в решении базовых проблем ребёнка.
2. Для выявления родительского отношения алгоголезависимых родителей к своим детям психолог Центра по нашей просьбе провела тестирование. Использовался тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
В тестировании приняли участие 12 родителей, 4 – отказались.
Тестирование выявило у родителей в целом средний уровень принятия отвержения своих детей (14,67 баллов). У 16,6 % он высокий, что говорит о том, что у данных родителей имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. У 41,8 % – средний уровень; у 41,6 – высокий уровень отвержения, что свидетельствует о том, что данные взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такие родители считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третируют ребенка; имеющие такие наклонности родители не могут быть хорошими педагогами.
Программа факультативного курса “Методы решения нестандартных задач по
алгебре”
Пояснительная записка Целью обучения школьников по данному факультативному курсу является расширение их математического кругозора, более глубокое и осознанное усвоение материала школьной программы, отработка умения творчески применять полученные знания при решении нестандартных задач, развитие мате ...
Периоды и фазы родительского кризиса
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Это состоящие описывается самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями. При этом семьи, имеющую лучшую психологи ...
Особенности обучения родному языку в разных возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наимен ...