Социальная поддержка семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста

Новое образование » Социальная поддержка семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста

Проблема алкоголизма в России на сегодняшний день - одна из самых актуальных медико-социальных проблем. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Как в свое время Великая Отечественная война нанесла ущерб практически каждой семье советского народа, так и сегодня не меньший ущерб наносит россиянам алкоголизм. По статистическим данным с1992 по 2007 годы заболеваемость алкоголизмом в России возросла на 45%. Причины пьянства разнообразны: трудности, связанные с приспособляемостью к новым условиям жизни; конфликты с окружающими; неудовлетворенность политикой власти, семьей, работой, условиями жизни и т.д.; чувство одиночества; недопонимание другими людьми; усталость; стеснительность; ощущение своей неполноценности; и другие обстоятельства, вызывающие чувство психологического дискомфорта. Все эти проблемы, выдуманные и реальные, могут временно облегчаться действием спиртного.

Алкоголизм - это разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта.

Алкоголизм – заболевание, имеющее выраженные социальные последствия для больного и его окружения. Круг медицинских и социальных последствий алкоголизма чрезвычайно широк.

Алкоголизм приносит вред не только самому алкоголику. Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, падает рождаемость, снижается интеллектуальный уровень общества, падает производство и т.д. Аажнейшими социальными последствиями распространения алкоголизма являются: рост числа женщин, больных алкоголизмом; изменение внутрисемейных отношений, обусловленное алкоголизмом; вовлечение в потребление алкоголя детей и подростков. Обыденностью становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе.

Одно из самых тяжелых в клиническом и социальном отношении последствий пьянства и алкоголизма – влияние алкоголя на потомство. Злоупотребление алкоголем (особенно женщинами в период беременности и вскармливания ребенка грудью) вызывает у детей физическое недоразвитие, уродства, расстройства деятельности внутренних органов, задержки и нарушения психического развития, врожденные заболевания центральной нервной системы. По статистике в семьях, употребляющих алкоголь, смертность детей в первые месяцы жизни в 5 раз выше и в 5 раз чаще рождаются физически и психически неполноценные дети, чем в трезвых семьях. По данным педиатра В.А. Дульнева, изучившего здоровье 64 детей, родившихся от отцов, в течение 4 - 5 лет употребляющих спиртные изделия, у всех детей были обнаружены признаки умственной недостаточности, даже у тех, которые нормально развивались физически.

У детей от больных алкоголизмом родителей более часто встречаются тревога и депрессия, дефицит внимания, трудности в учебе. У мальчиков чаще наблюдаются поведенческие проблемы, у девочек - эмоциональные. Дети больных алкоголизмом значительно чаще испытывают сложности при обучении в школе, они не всегда в состоянии адекватно использовать свои интеллектуальные возможности, и демонстрируют слабую мотивацию к учебе, невысокую успеваемость, обеднение интересов, сниженный уровень общения, трудность в концентрации внимания, тревожность и недоверчивость.

Кроме того, средовой фактор в воспитании в семье алкозависимых, делает детей эмоциональными инвалидами, так как алкоголизм в семье воспринимается её членами как сильный травмирующий фактор. Алкоголизм одного из членов семьи не воспринимается другими её членами как болезнь, а оценивается как оскорбляющее близких поведение и уклонение от семейных обязанностей. Это усугубляется манерой общения больного со своими близкими, материальными трудностями, вызванными наличием в семье алкоголика. Генная предрасположенность, неуспеваемость, избыток свободного времени, дурная компания, пример родителей способствуют приобщению ребенка к пагубной привычке – алкоголизму. Выявлено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были алкоголезависимые среди родственников первой степени родства.

Алкогольная ситуация в России является крайне напряженной. Наблюдается накопление больных с наиболее тяжелыми формами алкоголизма. Нарастание "алкогольных проблем" позволяет прогнозировать обострение не только медицинских, но и социальных последствий алкоголизма. Обществу необходимо осознать и принять концепцию алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные с потреблением алкоголя.

Поскольку алкоголизм – семейная болезнь, и от него страдает вся семья, а особенно дети, необходима социальная поддержка семей страдающих алкоголизмом. Чем меньше возраст детей, тем менее они беззащитны перед родителями - алкоголиками, вынуждающими их стать заложниками той ситуации, которая складывается в алкогольных семьях и оказывает огромный вред развитию ребёнка. Поэтому проблема социальной поддержки страдающих алкоголизмом семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, является актуальной.

Целью настоящей работы является изучение особенностей социальной поддержки семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:

1. Изучение правовых основ социальной поддержки семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

2. Изучение специфики влияния семьи на развитие детей дошкольного возраста.

3. Выявление особенностей детей из семей с алкогольной зависимостью.

4. Выявление специфики социальной поддержки семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

4. Описание опыта работы по социальной поддержке семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс социальной поддержки семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности социальной поддержки семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста.

Гипотеза: социальная поддержка семей, страдающих алкоголизмом и воспитывающих детей дошкольного возраста, будет эффективной при учёте индивидуальных особенностей семьи и ребёнка.

Методы:

- теоретические методы:

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- моделирование, сравнение, обобщение;

- анализ литературы, документации;

- эмпирические методы исследования:

- наблюдение;

- опросные методы: беседа, интервью, анкетирование;

- тестирование.

База исследования: ГУ "Республиканский центр социальной помощи семье и детям "Сампо ".

Новые статьи:

Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение
Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любо ...

Что такое воспитательная система
По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление [5, 13, 14]. Воспитательный п ...

Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru