Нравственная позиция воспитателя: сущность, понятие, содержание

Страница 1

В отечественной науке в качестве основополагающего компонента в модели личности педагога выделяют позицию педагога, которую включает профессионально-нравственные установки и качества личности, определяющие ее мотивационное ядро, мировоззренческую, профессионально-педагогическую, познавательную и нравственную направленность.

Позиция (от лат. рositio − положение) − это «положение, расположение чего-либо», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, действия и поведение личности, обусловленные этим отношением». Позиция − это наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция педагога − это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности (А.И. Григорьева, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).

А.Н. Леонтьев рассматривает позицию как процесс самостоятельной деятельности личности, суть которой проявляется в моральном выборе. Позицию, как личность в целом, образует деятельность. Позиция − это условие развития личности, осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития.

По мнению Н.М. Борытко позиция педагога – это позиция человека, самоопределившегося во всей полноте своей профессии. Профессиональная позиция педагога − это система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания, считает Н.М. Борытко .

Многие исследователи (Р.М. Асадулин, Е.В. Бондаревская, А.И. Григорьева, С.В. Гринько, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.) рассматривают формирование профессиональной позиции педагога в качестве одной из основных целей профессионально-педагогической подготовки.

Позиция педагога может быть представлена как система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

В качестве структурных составляющих позиции педагога выделены гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты.

Е.В. Бондаревская выделила в структуре позиции педагога ее мировоззренческую и поведенческую стороны. Мировоззренческая сторона включает осознание общественной значимости педагогической профессии, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций на работу с детьми. Поведенческая сторона позиции − это способность педагога самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей и нести за них ответственность. Это активность в защите интересов детей и оказании им помощи, создание благоприятных условий для их развития.

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. В настоящее время идет переосмысление ценностных ориентиров, признание самоценности человека, его свободы, способности к саморазвитию и творческой деятельности. Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей.

В условиях духовно-нравственного кризиса современного общества особую ценность представляет нравственная позиция воспитателя. Профессиональная нравственность воспитателя рассматривается как необходимый компонент профессионально-педагогической квалификации и личностная характеристика. Наличие условий для становления профессиональной нравственности в системе педагогического образования является важным фактором повышения качества профессионально-педагогической подготовки. От нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения, зависит от его отношения к своей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Ребенок и прекрасное
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего ми ...

Особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Благодатной формой деятельности, способствующей развитию музыкальной выразительности исполнения школьников, являются занятия музыкой. Будучи отражением внутренней жизни человека, музыкальное искусство обогащает эмоциональный мир ребенка, концентрирует и усиливает его чувства и переживания. Музыка и ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru