Нравственная позиция воспитателя: сущность, понятие, содержание

Страница 3

Cамосознание выполняет регулирующую функцию и определяет профессионально-нравственные ценности, необходимые индивиду на данном уровне педагогической подготовки. Нравственное самосознание воспитателя является существенным фактором нравственного самоопределения, благодаря которому углубляется личностный смысл профессионально-нравственной деятельности воспитателя, следовательно, происходит становление его нравственной позиции.

Таким образом, ведущими факторами становления нравственной позиции воспитателя являются система профессионально-нравственных знаний, педагогическая рефлексия, самооценка и самосознание.

Механизм становления позиции воспитателя раскрывается в процессе его профессионально-нравственного самоопределения как поиска и нахождения воспитательных смыслов в педагогической профессии, внутренней самодетерминации профессиональной деятельности и поведения.

Становление нравственной позиции воспитателя основано на следующих принципах:

− рефлексивность (предполагающем осмысление собственного опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов);

− интерактивность (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных ориентиров);

− проективность (развитие профессионального самосознания, утверждение своей профессиональной позиции в деятельности).

Эти принципы реализуются в логике трех этапов развития нравственной позиции воспитателя:

1) рефлексивный этап характеризуется системным анализом: обращением к сущности профессионально-нравственной деятельности, понимание своей профессионально-педагогической позиции, достижение внутреннего согласия;

2) ценностный этап заключается в оформлении смысла профессионально-нравственной деятельности, применении нравственной позиции как инструмента понимания мира;

3) на проективном этапе нравственная позиция воспитателя как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его профессионально-нравственной деятельности и поведения.

Становление нравственной позиции воспитателя представляет собой постоянный процесс, в котором можно определить уровни профессионально-нравственного поведения в соответствии с этапом развития нравственной позиции воспитателя. Опираясь на исследования И.А. Колесниковой, выделяем пять уровней профессионально-нравственного поведения в соответствии с развитием нравственной позиции воспитателя:

1) непрофессиональное поведение, которое характеризуется стихийностью, бессистемностью, неумением практически реализовать полученные теоретические знания для целесообразного построения деятельности, неспособностью актуализировать личностный потенциал в ситуации воспитания;

2) аморфное поведение, которому свойственна неоформленность воспитательного стиля, ситуативность проявления собственной профессионально-нравственной позиции, частичная структурированность воспитательной деятельности;

3) нормативное поведение, которое соответствует образцам, привнесенным извне, не отличаясь ярко выраженными личностными характеристиками воспитателя;

4) стихийно-креативное поведение, когда на общем нормативном фоне деятельности наблюдаются проявления творческой активности в теории и практики воспитания детей дошкольного возраста;

5) концептуальное профессиональное поведение, для которого характерны свой педагогический почерк, устойчивость нравственной позиции, целенаправленность, теоретическая обоснованность действий, целостность воспитательной деятельности.

Выделяют пять стадий становления нравственной позиции воспитателя.

Первый уровень − «вневоспитательный». Воспитатель отрицает необходимость или возможность воспитательных смыслов педагогической деятельности, главным образом отстаивая функции передачи знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный эффект своей деятельности не осознает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, структурированные в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях. В случаях выхода ситуации из привычных рамок его деятельность становится непредсказуемой: он может быть агрессивен или, наоборот, подавлен. Источник неудач ищет за пределами своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Дифференцированные формы умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы Болезнь Дауна Наиболее часта форма хромосомной аномалии. Популяционная частота – 1: 700. Выделяют три цитогенетических варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме (до 93 % всех случаев болезни Дауна), несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и ...

Развитие воспитательной системы
Воспитательная система - не застивший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru