По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.
По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».
Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома. Основными задачами детских домов являются:
· создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
· обеспечение охраны здоровья детей;
· обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
· охрана интересов и прав воспитанников;
· освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
· формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;
· формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
· создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.
Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.
Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально- педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.
Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности.' Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом
Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Е.О. Смирновой и др.
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...
Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...
Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной
умственной отсталостью
В данном параграфе раскрываются понятия «образование», «обучение», «воспитание», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание» и «коррекционное развитие», также рассматриваются методы формирования вербальных средств общения в ситуации делового взаимодействия и методы коммуникативного подхода ...