Нравственная позиция воспитателя: сущность, понятие, содержание

Страница 2

Нравственная позиция – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.

Основанием профессионально-нравственной позиции, по мнению В.В. Марковой, является система смыслов и ценностей человека, определяющих его нравственный облик. Профессионально-нравственная позиция воспитателя – это система его нравственных ценностно-смысловых отношений к окружающей действительности, к людям, к детям, к себе и своей педагогической деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком и место в пространствах современного воспитания.

Анализ теоретических исследований выявил, что основными составляющими нравственной позиции воспитателя являются:

− профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);

− профессионально-нравственная самооценка (осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);

− профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).

Н. Борытко отмечает, что в процессе становления нравственной позиции воспитателя существуют факторы, влияющие на характер этого процесса, стимулирующие воспитателя к развитию своей позиции и деятельности. В качестве первого фактора становления нравственной позиции педагога выступают получаемые им профессионально-нравственные знания, необходимые для осознания и оценки педагогических процессов, явлений и ситуаций. Педагогическая рефлексия выделяется в качестве второго фактора становления нравственной позиции воспитателя. Педагогическая рефлексия, проявляется как в общем осмыслении профессии и своего места в ней, так и в конкретном личностном отношении к тому или иному педагогическому решению. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления и ответственного поведения.

Педагогическая рефлексия включает ряд компонентов:

− осознание воспитателем подлинных мотивов своей педагогической деятельности;

− умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников;

− способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника;

− способность к оценке собственных действий для корректировки профессиональной самооценки.

Концептуальная позиция воспитателя предполагает постоянную потребность в рефлексии над собой, как субъектом педагогической деятельности.

Третьим ведущим фактором становления нравственной позиции воспитателя является профессионально-нравственная самооценка. Профессионально-нравственная самооценка воспитателя рассматривается как оценка им самого себя, своих педагогических возможностей, профессионально-нравственных качеств и роли в творческом преобразовании себя и окружающих обстоятельств. Она является центральным компонентом «Я-концепции» (Б.Н. Додонов).

А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан выделяют составляющие самооценки: самооценка результата (оценка достигнутого) и самооценка потенциала (оценка своих возможностей). Первая отражает удовлетворенность (или неудовлетворенность) достижениями, а вторая − веру в свои силы. Поэтому низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является одним из факторов развития нравственной позиции воспитателя.

Следующим ведущим фактором становления нравственной позиции воспитателя является самосознание. Самосознание – это выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Cамосознание − это «осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеала и мотива поведения, целостная оценка себя и своего места в жизни».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры
1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, ве ...

Результаты реализации методики эффективного сотрудничества с родителями дифференцированных групп
Цель: Обобщение систематизация полученных результатов после апробации методики эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников. Задачами контрольного эксперимента стали: 1. Качественный и количественный анализ и систематизация полученных результатов. 2. Подтверждение эффективности ...

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства
Что мы знаем о детстве? В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru