Нравственная позиция воспитателя: сущность, понятие, содержание

Страница 4

Второй уровень − «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре нравственной позиции скорее преобладают не смыслы, а значения воспитательной деятельности, которые он «принимает к исполнению», не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его воспитательном взаимодействии с детьми обусловлены собственными человеческими свойствами, которые воспитатель воспринимает как проявление своей некомпетентности «необученности в области воспитательной работы».

Третий уровень − «технологический». Это воспитатель, который увлечен поиском педагогических технологий, новых форм воспитательной работы. Его увлекает вариативность педагогического общения, в самоанализе часто звучит фраза «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску новых разработок. Воспитание мыслится им на уровне воспитательной работы, а не на уровне стиля деятельности педагога.

Четвертый уровень − «системный». Воспитатель стремится к созданию своей системы взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В данном случае анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Формы воспитательной работы воспринимаются лишь как основа для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе воспитательных целей.

Пятый уровень − «концептуальный». Воспитатель включает взаимодействия с детьми в сферу своего не только профессионального, но и личностного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения детей как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой.

Таким образом, выделение уровней сформированности профессионально-нравственной позиции воспитателя позволяет определить механизмы ее становления. Существуют три момента в профессиональном становлении педагога, влияющих на формирование и развитие нравственной позиции воспитателя.

1. Выбор профессии, подразделяется на этапы допрофессионального образования (усвоение мотивационных, психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли воспитателя с определенной предметной областью науки, культуры) и этап начальной профессиональной подготовки (осмысление педагогической деятельности, направленной на качественное преобразование ребенка). Итогом является ориентация человека в мире профессий, выбор педагогической деятельности как профессиональной.

2. Самоопределение в профессии, разделяется на этапы овладения сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиска и утверждение своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

3.Профессиональное саморазвитие, которое предполагает индивидуально-групповое консультирование педагога в процессе его профессионально-педагогического творчества. Профессионально-нравственная позиция воспитателя как ценностно-смысловое образование реализуется в системе педагогической деятельности, становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, его профессиональной свободы и утверждения собственного достоинства.

Таким образом, цель образовательного процесса должна состоять в том, чтобы каждого воспитателя сделать субъектом человечности, воплощением нравственного идеала. Данная цель обусловлена ответственностью, которая лежит на профессии воспитателя. В условиях, когда положительные нравственные проявления личности потеряли свою привлекательность и ценность в обществе, воспитателю важно быть не просто нравственным, а высоконравственным. Оставаться в любых обстоятельствах принципиальным, ответственным за результат своего труда, свои слова и поступки под силу воспитателю с высоким уровнем сформированности нравственной позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Условия успешного семейного воспитания
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответ ...

Значение речи в психическом развитии детей в норме и с трудностями в обучении
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия позволили определить принципиальные положения, лежащие в связи мышления и речи, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам стоит отнести когнитивные (умст ...

Принципы семейного воспитания
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru