Второй уровень − «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре нравственной позиции скорее преобладают не смыслы, а значения воспитательной деятельности, которые он «принимает к исполнению», не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его воспитательном взаимодействии с детьми обусловлены собственными человеческими свойствами, которые воспитатель воспринимает как проявление своей некомпетентности «необученности в области воспитательной работы».
Третий уровень − «технологический». Это воспитатель, который увлечен поиском педагогических технологий, новых форм воспитательной работы. Его увлекает вариативность педагогического общения, в самоанализе часто звучит фраза «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску новых разработок. Воспитание мыслится им на уровне воспитательной работы, а не на уровне стиля деятельности педагога.
Четвертый уровень − «системный». Воспитатель стремится к созданию своей системы взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В данном случае анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Формы воспитательной работы воспринимаются лишь как основа для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе воспитательных целей.
Пятый уровень − «концептуальный». Воспитатель включает взаимодействия с детьми в сферу своего не только профессионального, но и личностного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения детей как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой.
Таким образом, выделение уровней сформированности профессионально-нравственной позиции воспитателя позволяет определить механизмы ее становления. Существуют три момента в профессиональном становлении педагога, влияющих на формирование и развитие нравственной позиции воспитателя.
1. Выбор профессии, подразделяется на этапы допрофессионального образования (усвоение мотивационных, психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли воспитателя с определенной предметной областью науки, культуры) и этап начальной профессиональной подготовки (осмысление педагогической деятельности, направленной на качественное преобразование ребенка). Итогом является ориентация человека в мире профессий, выбор педагогической деятельности как профессиональной.
2. Самоопределение в профессии, разделяется на этапы овладения сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиска и утверждение своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.
3.Профессиональное саморазвитие, которое предполагает индивидуально-групповое консультирование педагога в процессе его профессионально-педагогического творчества. Профессионально-нравственная позиция воспитателя как ценностно-смысловое образование реализуется в системе педагогической деятельности, становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, его профессиональной свободы и утверждения собственного достоинства.
Таким образом, цель образовательного процесса должна состоять в том, чтобы каждого воспитателя сделать субъектом человечности, воплощением нравственного идеала. Данная цель обусловлена ответственностью, которая лежит на профессии воспитателя. В условиях, когда положительные нравственные проявления личности потеряли свою привлекательность и ценность в обществе, воспитателю важно быть не просто нравственным, а высоконравственным. Оставаться в любых обстоятельствах принципиальным, ответственным за результат своего труда, свои слова и поступки под силу воспитателю с высоким уровнем сформированности нравственной позиции.
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и и ...
Анализ обследования мышления и речи детей с ЗПР
Анализ результатов обследования мышления и речи детей с нормальным развитием представлены в таблице № 2. Таблица 2 Диагностика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общая Оценка Ильнур Г. 4 5 3 3 4 5 4 4 4 3 3,8 Айнур Г 4 4 3 3 3 4 4 4 3 3 3,5 Алеша О. 4 4 4 4 4 4 4 5 4 3 40 Влада З. 4 3 3 3 3 4 4 4 4 3 3,5 Виолетт ...
Воспитание и формирование социальных установок личности
Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическое ...