Условия современного рынка образовательных услуг (быстроизменяющаяся внешняя среда, конкурентная борьба, высокая степень предъявляемых требований и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу и своевременного реагирования.
Упрощенно процесс стратегического планирования можно представить как разработку стратегии деятельности на основе мониторинга и анализа внутренней и внешней среды, что и будет сделано в рамках данной проектной работы в отношении объекта нашего исследования.
Прежде всего, рассмотрим предшкольную подготовку с точки зрения ее предметной области
. Таковой является сфера дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе. Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении (п.2) «общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также программу дошкольного образования при наличии соответствующей лицензии».
Стоит отметить, что в настоящее время образовательные услуги именно этой тематики востребованы на рынке, что обусловлено следующими обстоятельствами:
-проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Уровень охвата детей дошкольными учреждениями в Ростове-на-Дону составляет в среднем 68%. При этом только 61% детей пяти-шестилетнего возраста посещают детские сады.
-по данным психологического тестирования и обследования специалистами Центра диагностики и консультирования среди поступающих в школу 6-летних детей только около 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» – у остальных она отсутствует;
-примерно треть первоклассников недостаточно готова к школе в плане психомоторного развития.
Таким образом, подготовленность детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, к обучению в школе очень низка. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллектив сверстников уровень психического развития ребенка.
По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.
Для решения данной проблемы на основании изменений ФЗ РФ «Об образовании» от 01.01.2005 года необходима апробация модели предшкольной подготовки. Предшкольная подготовка предполагает участие в ней детей 5,5 – 7 лет – и находящихся в дошкольных образовательных учреждениях, и не посещающие их.
Основными целями
введения предшкольного образования, т.о., являются:
- создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- коррекция незначительных отклонений в физическом, интеллектуальном, речевом - и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, что позволит сохранить их психическое и физическое здоровье.
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...
Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает сп ...
Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышления. От изображения того, что он видит, ребенок ...