Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»

Новое образование » Способы опосредствования действия моделирования » Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»

Страница 2

Наша гипотеза состоит в том, что в ходе построения жизненного пространства у ребенка и возникает то культурно-психологическое новообразование, которое следует рассматривать в качестве основного результата полного образовательного цикла (цикла развития). Это новообразование можно предварительно назвать «функциональным полем» (ФП).

Выбор для обозначения указанного новообразования понятия «функциональное поле» обусловлен тем, что, в отличие от таких понятий, как «опыт», «компетенция», за которыми стоит в основном эмпирически выделяемая реальность, оно напрямую индуцировано теоретико-психологическим контекстом, в котором «полевые» представления давно пустили прочные корни (К.Левин – психологическое поле, Л.С.Выготский – поле возможностей, Ф.Василюк – жизненный мир и др.).

ФП – это психологическое поле, выстроенное пробно-продуктивными (Б.Эльконин, 2003) действиями, и это реальность, в меру построения которой индивид обнаруживает то, что именуется опытностью, компетентностью и определенностью предпочтений (интересов).

В отличие от «общего способа действия» и соответствующих ему «способностей», для которых рефлексивность выступает образующей характеристикой, и которые тем самым предполагают выделенность субъекта, особенностью ФП является связь (даже определенная слитность) субъекта с миром («средой») и с самим собой. Иллюстрации некоторых аспектов такой слитности, получены, в частности, в исследованиях Л.Ф.Обуховой. Анализируя эти эксперименты, П.Я.Гальперин фиксирует такие факты, как отсутствие у ребенка противоречия между понимаемым и наглядно воспринимаемым, подчинение наглядной картины умственному плану (см. П.Я.Гальперин, 1969). В другой работе он пишет о превращении нового способа в обобщенный «динамический стереотип», который «автоматически срабатывает, и прежде, чем ребенок приступит к «сознательному анализу» материала, …он «непосредственно видит понятие» (или, наоборот, «видит, что его нет»)» (П.Я.Гальперин, 1998, с. 363-364).

Разумеется такая «слитность» не устраняет субъекта: какой-то «слой» личности всегда остается неангажированным полем и удерживает сознательный контроль над ситуацией в целом и какими-то ее элементами (К.Левин, 2001).

Есть основания полагать, что при складывании ФП сформированные способы действия подвергаются декомпозиции и переоформлению, т.е. не сохраняются в своем первоначальном виде, а как бы «растворяются» в новом культурно-психологическом образовании. В пользу такого утверждения в известной мере говорят некоторые известные факты. Например, в случаях функциональных нарушений, вызванных нервными заболеваниями или повреждениями мозга, наблюдаются выпадения отдельных операций, которые легко воспроизводятся в составе целостных привычных действий (Л.С.Выготский, 1982, с. 463-464). Иногда операция может быть сохранной, но выполняется в полном объеме только в контексте осмысленного предметного действия (А.Н.Леонтьев, В.А.Запорожец, 1945, с. 10-11). То же бывает в норме, когда для припоминания некоторой детали действия приходится сначала воспроизвести всю ситуацию в целом, а затем «вычислить» ее составляющие. Сходные трудности испытывает начинающий наставник, который обладая целостным навыком, чаще всего вынужден заново и творчески реконструировать по нему систему операций для организации обучения.

К числу других психологических феноменов, которые предположительно относятся к ФП, можно отнести «функциональную фиксированость прошлого опыта» (К.Дункер). Разумеется, к ФП относится и богатая феноменология аффективного плана, которую, в частности, тщательно анализировал К.Левин («психологическое насыщение», положительные и отрицательные «валентности» предметов и пр.). Однако в контексте решаемых нами задач целесообразно пока отвлечься от этих аспектов вопроса.

В отличие от «способности» как абстрактной потенции действия ФП очерчивает («из» самого индивида) поле уверенного целеполагания и целереализации (поле согласованных целей и средств). В своей предельной сформированности ФП задает и тот горизонт, преодоление которого требует акта развития.

Будучи продуктом деятельности по построению жизненного пространства, ФП интегрирует в себе не только освоенные способы преобразования вещей, но и сам опыт их освоения (основа учебной самостоятельности), а также соответствующий опыт взаимодействия с людьми, т.е. задает горизонт понимания и коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Анализ создания инновационных компаний при вузах
Начиная с 2010 г., в нашей стране осуществляется целенаправленная политика развития инновационной инфраструктуры вузов. 9 апреля 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Роль коллектива в воспитании учащихся
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что разви ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru