Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»

Новое образование » Способы опосредствования действия моделирования » Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»

Страница 2

Наша гипотеза состоит в том, что в ходе построения жизненного пространства у ребенка и возникает то культурно-психологическое новообразование, которое следует рассматривать в качестве основного результата полного образовательного цикла (цикла развития). Это новообразование можно предварительно назвать «функциональным полем» (ФП).

Выбор для обозначения указанного новообразования понятия «функциональное поле» обусловлен тем, что, в отличие от таких понятий, как «опыт», «компетенция», за которыми стоит в основном эмпирически выделяемая реальность, оно напрямую индуцировано теоретико-психологическим контекстом, в котором «полевые» представления давно пустили прочные корни (К.Левин – психологическое поле, Л.С.Выготский – поле возможностей, Ф.Василюк – жизненный мир и др.).

ФП – это психологическое поле, выстроенное пробно-продуктивными (Б.Эльконин, 2003) действиями, и это реальность, в меру построения которой индивид обнаруживает то, что именуется опытностью, компетентностью и определенностью предпочтений (интересов).

В отличие от «общего способа действия» и соответствующих ему «способностей», для которых рефлексивность выступает образующей характеристикой, и которые тем самым предполагают выделенность субъекта, особенностью ФП является связь (даже определенная слитность) субъекта с миром («средой») и с самим собой. Иллюстрации некоторых аспектов такой слитности, получены, в частности, в исследованиях Л.Ф.Обуховой. Анализируя эти эксперименты, П.Я.Гальперин фиксирует такие факты, как отсутствие у ребенка противоречия между понимаемым и наглядно воспринимаемым, подчинение наглядной картины умственному плану (см. П.Я.Гальперин, 1969). В другой работе он пишет о превращении нового способа в обобщенный «динамический стереотип», который «автоматически срабатывает, и прежде, чем ребенок приступит к «сознательному анализу» материала, …он «непосредственно видит понятие» (или, наоборот, «видит, что его нет»)» (П.Я.Гальперин, 1998, с. 363-364).

Разумеется такая «слитность» не устраняет субъекта: какой-то «слой» личности всегда остается неангажированным полем и удерживает сознательный контроль над ситуацией в целом и какими-то ее элементами (К.Левин, 2001).

Есть основания полагать, что при складывании ФП сформированные способы действия подвергаются декомпозиции и переоформлению, т.е. не сохраняются в своем первоначальном виде, а как бы «растворяются» в новом культурно-психологическом образовании. В пользу такого утверждения в известной мере говорят некоторые известные факты. Например, в случаях функциональных нарушений, вызванных нервными заболеваниями или повреждениями мозга, наблюдаются выпадения отдельных операций, которые легко воспроизводятся в составе целостных привычных действий (Л.С.Выготский, 1982, с. 463-464). Иногда операция может быть сохранной, но выполняется в полном объеме только в контексте осмысленного предметного действия (А.Н.Леонтьев, В.А.Запорожец, 1945, с. 10-11). То же бывает в норме, когда для припоминания некоторой детали действия приходится сначала воспроизвести всю ситуацию в целом, а затем «вычислить» ее составляющие. Сходные трудности испытывает начинающий наставник, который обладая целостным навыком, чаще всего вынужден заново и творчески реконструировать по нему систему операций для организации обучения.

К числу других психологических феноменов, которые предположительно относятся к ФП, можно отнести «функциональную фиксированость прошлого опыта» (К.Дункер). Разумеется, к ФП относится и богатая феноменология аффективного плана, которую, в частности, тщательно анализировал К.Левин («психологическое насыщение», положительные и отрицательные «валентности» предметов и пр.). Однако в контексте решаемых нами задач целесообразно пока отвлечься от этих аспектов вопроса.

В отличие от «способности» как абстрактной потенции действия ФП очерчивает («из» самого индивида) поле уверенного целеполагания и целереализации (поле согласованных целей и средств). В своей предельной сформированности ФП задает и тот горизонт, преодоление которого требует акта развития.

Будучи продуктом деятельности по построению жизненного пространства, ФП интегрирует в себе не только освоенные способы преобразования вещей, но и сам опыт их освоения (основа учебной самостоятельности), а также соответствующий опыт взаимодействия с людьми, т.е. задает горизонт понимания и коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Понятие культуры межнационального общения
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...

Анализ результатов экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств
Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Светловской ООШ Коченевского района Новосибирской области. Исследование проводилось в четвертом классе. Характеристика ...

Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности
В формировании мировоззрения подрастающего поколения важная роль отводится эстетическому воспитанию, призванному развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы, идеалы, культурные запросы. В процессе эстетического воспитания у молодых людей формируется отношени ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru