На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы:
Что вы понимаете под понятием «краеведение»?
С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?
Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?
Приведите примеры экологических проблем Сахалинской области, известных Вам?
Что Вы понимаете под понятием «Чрезвычайные ситуации природного характера»?
Приведите примеры чрезвычайных ситуаций природного характера в Сахалинской области?
Приведите примеры опасных природных явлений в Сахалинской области?
Ниже представлены результаты анализа ответов на вопросы, предложенные учащимся при проведении эксперимента.
Ответом на вопрос «Что вы понимаете под понятием «краеведение»?» мы стремились установить, знакомо ли учащимся данное понятие и в чем заключается его сущность.
Большинство школьников (72,4 %) под краеведением понимают Сахалинскую область, то есть место, где они родились, а так же живых организмов, обитающих на островной территории.
На второй вопрос, «С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?» большая часть школьников (80 %) ответили: «Чтобы лучше знать природу, окружающую природную среду и живых организмов родного края».
Анализ ответов учащихся на вопрос «Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?» показал, что почти всем (83 %) ученикам на таких уроках интересно.
Анализ ответов школьников на вопрос, «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?» показал, следующие, отмеченные учащимися компоненты:
не сталкиваюсь ни с какими сложностями, так как таких заданий не задают (27,6 %);
не испытываю никаких трудностей (34,5 %);
при выполнении заданий такого рода пользуюсь местными газетами (24,1 %);
мало современной литературы по данному вопросу (13,8 %).
Ответы на 5 – 8 вопросы мы подвергли качественному и количественному анализу § 2.1. Результаты проверки имеющихся у школьников знаний краеведческого характера представлены в таблице 2.
По данным таблицы 2 мы высчитали средний приведенный балл (методика его определения представлена в § 2.1.):
Средний балл (Х) в экспериментальном и контрольном классах почти одинаков.
Среднее квадратичное отклонение (s) в экспериментальном классе составляет – 0,27, в контрольном классе – 0,25.
Средний приведенный балл в обоих классах одинаков и равен (2,53). Наглядно результаты представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2 – Результаты проверки у школьников имеющихся знаний краеведческого характера
|
Класс |
Количество человек |
Характер ответов | |||||||
|
П.П.О.(4б.) |
П.Н.О. (3б.) |
Н.П.О. (2б.) |
Н.О. (1б.) | ||||||
|
Абс |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. | ||
|
Экспериментальный |
30 |
1,0 |
3,6 |
20,0 |
71,4 |
7,0 |
25,0 |
- |
- |
|
Контрольный |
32 |
1,0 |
3,7 |
21,0 |
77,8 |
5,0 |
18, |
- |
- |
Перечень проблем развития образования Тверской области
В процессе анализа выявлен ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в развитии системы общего образования Тверской области: отмечается незавершенность институциональных реформ (базовые школы, выполняя дополнительные функции, не получили ни должного официального статуса, ни доп ...
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи
: 1) Познакомить детей с музыкой Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». 2) Знакомство с жанром балета через знакомство с музыкальной культурой П.И.Чайковского. 3) Воспит ...
Этапы структуры организаторской деятельности
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей: • усвоение задачи, ...