Моторная алалия. Особенности двигательной памяти у детей с моторной алалией

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена недостаточно. Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией. Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

При афферентной моторной алалии может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия. Ребёнок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков. Ребёнок так же не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

При эфферентной моторной алалии может отмечаться кинетическая артикуляторная апраксия. В этом случае у ребёнка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребёнку сложно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слова, могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

А.Р.Лурия отмечал, что локальные поражения при моторной алалии могут вызвать избирательную недостаточность некоторых психических функций или сторон поведения. Так поражение лобных отделов мозга приводит к нарушению удержания действия в пределах заданной схемы, затруднениям при одновременном или попеременном выполнении несложных действий.

Поражение кинестетических областей коры головного мозга приводит к кинестетической апраксии (нарушению проприоцептивного анализа), т.е. при полной сохранности движений артикуляционного аппарата ребёнок затрудняется найти заданное положение губ, языка, у него не формируется связь между фонемой, и артикулемой.

Неречевые симптомы: часто наблюдаются ручная, оральная, артикуляторная апраксия. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается у 10% детей с алалией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Со стороны моторной сферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, переключаемости и координации движений, отклонение в формировании, развитии и протекании психических процессов – памяти, внимания, мышления. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д.

Имея достаточный объём игровых или бытовых движений, дети с моторной алалией затрудняются в 2-3кратном повторе одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им недоступен. Особые трудности вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент.

Как вывод, можно сказать, что у всех лиц с речевой патологией снижен объем запоминаемой информации по сравнению с нормально говорящими. Степень нарушения того или иного вида памяти зависит от характера речевого отклонения. Изучению двигательной памяти у детей дошкольного возраста с моторной алалией посвящены единичные работы. Анализ специальной литературы относительно состояния двигательной памяти у детей данной категории, позволил сделать вывод о том, что у детей с моторной алалией двигательная память значительно хуже, чем у их нормально говорящих сверстников, с целью чего и был проведен эксперимент.

память координация моторная алалиея

Новые статьи:

Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает: - изучение элементов теории эстетики; - систематическое общение с художественной культурой; - организованное участие в художественном творчестве. Базисная программа развития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспит ...

Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера - ценность - термин, широ ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru