Моторная алалия. Особенности двигательной памяти у детей с моторной алалией

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена недостаточно. Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией. Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

При афферентной моторной алалии может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия. Ребёнок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков. Ребёнок так же не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

При эфферентной моторной алалии может отмечаться кинетическая артикуляторная апраксия. В этом случае у ребёнка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребёнку сложно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слова, могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

А.Р.Лурия отмечал, что локальные поражения при моторной алалии могут вызвать избирательную недостаточность некоторых психических функций или сторон поведения. Так поражение лобных отделов мозга приводит к нарушению удержания действия в пределах заданной схемы, затруднениям при одновременном или попеременном выполнении несложных действий.

Поражение кинестетических областей коры головного мозга приводит к кинестетической апраксии (нарушению проприоцептивного анализа), т.е. при полной сохранности движений артикуляционного аппарата ребёнок затрудняется найти заданное положение губ, языка, у него не формируется связь между фонемой, и артикулемой.

Неречевые симптомы: часто наблюдаются ручная, оральная, артикуляторная апраксия. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается у 10% детей с алалией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Со стороны моторной сферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, переключаемости и координации движений, отклонение в формировании, развитии и протекании психических процессов – памяти, внимания, мышления. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д.

Имея достаточный объём игровых или бытовых движений, дети с моторной алалией затрудняются в 2-3кратном повторе одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им недоступен. Особые трудности вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент.

Как вывод, можно сказать, что у всех лиц с речевой патологией снижен объем запоминаемой информации по сравнению с нормально говорящими. Степень нарушения того или иного вида памяти зависит от характера речевого отклонения. Изучению двигательной памяти у детей дошкольного возраста с моторной алалией посвящены единичные работы. Анализ специальной литературы относительно состояния двигательной памяти у детей данной категории, позволил сделать вывод о том, что у детей с моторной алалией двигательная память значительно хуже, чем у их нормально говорящих сверстников, с целью чего и был проведен эксперимент.

память координация моторная алалиея

Новые статьи:

Контроль, его виды и функции. Нетрадиционные формы контроля экстенсивного чтения
элективные курсы английский обучение Проблема контроля в обучении иностранным языкам по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в методике, а что касается осуществления контроля экстенсивного чтения у студентов, то этот аспект вообще довольно слабо освещен в методике. Существует несколько по ...

Как организовать проведение исследований, в том числе определить первичные и вторичные источники информации
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научно-технической информации о ...

Конспект урока с использованием видео для старших классов средней школы
Предмет: английский язык Тема: «Feelings» Техническое оснащение: готовый ролик, проектор, экран, компьютер Цели урока: 1. развивающие · развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки · развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать св ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru