Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Новое образование » Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей » Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Страница 1

Проблема эффективного взаимодействия с родителями стала особенно актуальной во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация, Санкт-Петербургское Педагогическое Собрание, начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семейное воспитание, задачи, функции и принципы сотрудничества работников дошкольных учреждений и родителей воспитанников стали объектом пристального внимания ученых и практиков.

Исследовали и разработчики данной проблемы – это основоположники отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. – заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками и проявились в организации родительских кружков; в подготовке «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»; в создании хотя и немногочисленных, но различных форм взаимодействия, сотрудничества семьи и педагогов, например клубов для матерей, «семейных групп-лекториев».

Стали издаваться педагогические журналы, в том числе, «Детский сад» (1866–1876), освещавший теоретические вопросы дошкольного воспитания детей и взаимодействия с семьей. В этот период в педагогической литературе семья начала рассматриваться как фактор положительного воздействия па ребенка.

Например, А.С. Симонович (1840–1933) утверждала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей, для выполнения которой требуются соответствующая обстановка, необходимые материальные условия жизни, а также элементарные знания родителями педагогической науки. В связи с этим ею были подняты вопросы о роли детского сада в дополнении семейного воспитания.

В первое десятилетие XX века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания, оно было отнесено к важнейшей функции государства.

В «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

В апреле 1919 г. состоялся «Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию». В одном из положений съезда было сказано: «Учреждения общественного дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач общественного и семейного воспитания».

Таким образом, на передний план выдвинулся принцип сочетания общественного воспитания с семейным воспитанием.

На «Втором всероссийском съезде по дошкольному воспитанию» в 1921 г. обсуждалась необходимость изучения семьи ребенка и установления с семьями тесной дружественной связи. Воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсирования недостатков семейного воспитания.

Эти идеи нашли отражение в «Памятке для руководителей дошкольными учреждениями» (1922).

Создание в 1934 г. «Программы детского сада» – основного государственного документа – определило содержание работы с детьми и сотрудничества педагогов с родителями.

В 1938 г. вышли новые документы для детских садов: «Руководство для воспитателя», «Устав детского сада». В них намечались основные установки и практические мероприятия по укреплению связи детского сада с семьей. В основном, они были направлены на решение материально-хозяйственных проблем детского сада.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Развитие комплексного метода в логопедии
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, ...

Типология и структура уроков
Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнен ...

Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru