Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Страница 2

Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения графическим умениям, полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для ознакомления с элементами графической грамотности на основе определенного обобщения.

На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.

Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений [19, с.248].

Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем закладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.

Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.

Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя младшие школьники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.

Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.

При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федорова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений:

- раскрашивание короткими частыми штрихами;

- штриховка с возрастом;

- центрическая штриховка (штриховка от центра);

- штриховка длинными параллельными отрезками [26, с.218].

Н.А. Федорова также предлагает применять дополнительную разлиновку тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Учебная программа по физике для 8 класса по теме «Тепловые явления»
В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: Тепловое расширение тел Температура. Измерение температуры. Термометр Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность Конвекция Излучение Расчет количества теплоты при н ...

Периодизация дошкольного детства, как основа создания благоприятных условий развития ребенка
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского ра ...

Система управления МОУ «НОШ № 6» в условиях внедрения и реализации ФГОС
В процессе анализа требований ФГОС к условиям реализации ООП мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МОУ «НОШ №6». В 2010-2011 учебном году в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В 2011-2012 учебно ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru