Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Страница 3

Сначала исполняют вертикальные (наклонные) линии в межстрочном пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена разлиновки обеспечивает постепенное усложнение действий ученика, повышения его самостоятельности.

Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя.

Формирование автоматизированности графической грамотности у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3-й группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами. Таким образом, только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Методисты Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что, учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать ознакомление с элементами графической грамотности не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов [7, с.110]. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, черта с закруглением внизу, черта с закруглением вверху и внизу, овалы, правые и левые полуовалы. Есть еще начальный элемент бук короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на вид» элемент пишется по-разному в буквах. Основные элементы заглавных букв прямая черта, черта с закруглением внизу и влево, овалы, полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.

Для конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти общие элементы в разных буквах и составить буквы из прямых элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей
Основной целью занятий в ДОУ является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у кот ...

Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...

Сущность внеклассной работы, её цели и задачи
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспита ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru