Воспитание сложных детей

Новое образование » Воспитание сложных детей

Страница 3

Поэтому необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирую­щих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причи­нах поведения ученика.

Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами.

Мотивов поведения бесчисленное мно­жество. Они могут проявляться в чувст­вах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а также объяс­няться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению.

Мотивы поведения формируются в процессе активного включения каждого ученика в специально организованные педагогически целесообразные виды дея­тельности. Использование в педагогиче­ском процессе самовозникающих или специально организованных ситуаций необходимо для выявления внутренних противоречий и конфликтов учащихся, в разрешении которых ярко проявляются истинные мотивы их деятельности.

Учет поведения каждого ученика и мо­тивов его поступков (по учебным четвер­тям) позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и це­лесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета пове­дения и мотивов поступков всех учащих­ся являются критерием для оценки вос­питательной работы с классом воспитате­ля и учителей.

Есть разные варианты анализа и оценки поступков (самооценка, оценка совета клас­са или воспитателя). В моём эксперимен­тальном классе это делалось на общем со­брании. Правда, такая процедура занимает много времени. Зато она демократична, так как и обсуждаемый, и осуждающие прини­мают в ней активное участие.

Анализ получаемых из карты личнос­ти материалов позволяет сделать некото­рые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравствен­ного развития учащихся, без знания ко­торого дальнейшее воспитание невозмож­но. Без этого невозможно будет и форми­рование у них потребности в интеллекту­альных видах деятельности.

Перечень мотивов личности ученика.

1. Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.

2. Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.

3. Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.

4. Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности.

5. Ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убежденность, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность, активно.

Стратегия работы с трудными учениками

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

Первая из таких форм: делинквентное поведение, направленное на на­рушение социально-нравственных норм, но не яв­ляющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балан­сирование ребенка на грани закона.

Вторая форма: аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным иг­рам, компьютерная зависимость).

Скрытые формы: Например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит вы­работать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Выбор музыкального произведения для беседы
«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственн ...

Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru