Воспитание сложных детей

Новое образование » Воспитание сложных детей

Страница 4

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведе­нием школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрес­сивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стрем­лением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспита­тельная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуаль­но, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается

в реф­лексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реак­ций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще все­го, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытыва­ем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное пове­дение детей являются естественными и нормальными для педа­гогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками по­ведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осозна­вать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инер­ции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя гла­зами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очелове­чивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные резуль­таты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную поч­ву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.

Итак, понять, принять, помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Частный случай: К школьному психологу обратился классный руководитель 8 «а» класса по поводу Ильи Ш. (13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Илья агрессивен, вспыльчив, держится в сторо­не от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часа­ми бродит по улице, домой не спешит.

Семья полная, двое детей (есть младшая сестра - 8 лет).Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появ­ляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, ал­коголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном на­тянутые, помощь семье Илья не оказывает, родителей не слуша­ет, разговаривает грубо.

Комментарий психолога. Вероятно, поведение Ильи спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потреб­ности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ре­бенка только за то, что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребенка. Позиция «Я - хороший» или «Я - плохой» фор­мируется на основании мнения родителей о ребенке.

Случай с Ильёй осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером «мужского поведения», вследствие чего Илья дезориентирован в выборе адекват­ных форм поведения в обществе. Агрессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются от­ражением скудности представлений Ильи о мужском поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан. Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозн ...

Инструментальные методы
Параклинические исследования направлены, в первую очередь, на установление нозологического диагноза при умственной отсталости с использованием различных методов лабораторной диагностики на биохимическом или цитогенетическом уровне с выявлением специфических нарушений метаболизма либо хромосомного н ...

Социальная ситуация развития в неполной семье
Социальное развитие личности в различные возрастные периоды происходит во взаимодействии и под влиянием социальной среды и определяется как процесс и результат социализации личности. При этом система отношений личности с другими субъектами социальной действительности, возникающая в таких сферах соц ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru