Влияние профессиональных качеств социального педагога и социального работника на взаимоотношения с клиентами

Новое образование » Социально-педагогическая деятельность в России » Влияние профессиональных качеств социального педагога и социального работника на взаимоотношения с клиентами

Страница 1

Совершенствование форм, содержания работы центров социального обслуживания семьи и детей лежит в русле решения задач по оказанию эффективной помощи родителям, в установлении благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей. Структурами социального обслуживания семьи и детей проделывается большая работа в этом направлении, но очевидные достижения в этой области не перекрывают, тем не менее, столь же явных упущений и недостатков.

Укажем следующие, наиболее общие недостатки:

- отсутствие у работников социальной сферы (социальных работников, социальных педагогов, и т. д.) коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями и детьми положительных взаимоотношений, как основы продуктивного взаимодействия;

- категориальный подход к клиентам центра как к нуждающимся, малообеспеченным, или же пренебрегающим своими прямыми обязанностями, без учета их индивидуальных особенностей, возраста, образования, социального статуса, культурного уровня и т.д.;

- формальное отношение специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, к работе с семьей в целом и с родителями в частности, вследствие доминирования экономических форм помощи, недооценки роли внутрисемейных отношений, их воспитательного значения.

Специалист, имеющий дело с семьями (социальный работник, социальный педагог, психолог), должен хорошо понимать их особенности, уметь принимать адекватные меры, чтобы прийти на помощь в решении разного рода проблем и трудностей.

Специалиста, работающего в социальной сфере от других профессионалов отличает не только специальные знания, но и прежде всего склонность к особому отношению к своим клиентам, как взрослым так и детям.

С одной стороны, специалист должен признавать, уважать их социальные, гражданские, личностные права, даже если эти люди находятся в самом невыгодном положении, а это в свою очередь обуславливает необходимость выработки позиции "рядом и вместе".

С другой стороны, недопустимо предъявлять к человеку, мир которого индивидуален и неповторим, только общие мерки. Для установления психологического контакта, партнерских отношений специалист центра социального обслуживания семьи и детей должен учиться смотреть на мир глазами того человека, той семьи, того ребенка, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Следует постоянно анализировать собственную деятельность, стараться увидеть любую ситуацию с самых разных позиций, в различных аспектах. Это позволяет работнику социальной сферы более полно и верно воспринимать проблемы и нужды конкретных семей, применять эффективные методы помощи.

Современная парадигма гуманистических общественных отношений включает в себя, следующие направления работы:

1) обеспечение укрепления внутрисемейных взаимоотношений, через экономическую и психологическую помощь, через поддержание деятельности членов семьи по самосовершенствованию и самопознанию;

2) содействие в создании нравственных, культурных, психологических условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования;

3)помощь в нормализации гуманистических отношений и психологического климата в семье.

Положительный эффект деятельности социальных служб в этих направлениях, достигается путем выполнения следующих условий:

Во- первых, у специалистов и членов семьи, с которыми они имеют дело, необходимо наличие взаимных установок на оказание и получение индивидуальной помощи. Здесь большую роль играет взаимоотношения, строящиеся на понимании важности совместной, согласованной работы, во имя преодоления трудностей, сохранения семьи во благо ребенка.

Среди работников социального обслуживания, к сожалению, распространена уверенность в том, что взаимопонимание с семьей, с родителями рождается само по себе, только потому, что они проявляют заботу о детях. Естественно, никакого подлинного взаимодействия при этом достичь не удается. Важная роль учреждения по оказанию социальной помощи семье и детям состоит в целенаправленности, профессиональной грамотности оказания помощи семье, с учетом интересов и проблем ребенка и родителей.

Во- вторых, социальные работники, психологи, социальные педагоги и родители должны постоянно повышать свою личную и социальную компетентность.

В-третьих, реальная практика социального обслуживания семьи должна формировать стиль доброжелательности, сотрудничества, который характеризовал бы работу центра в целом, и отношения с клиентом в частности. Ориентируясь на такую работу, возрастает потенциал семьи, а условием связи социальных учреждений с семьей выступает овладение его специалистами навыками общения. Процесс установления контакта с родителями и детьми может быть лишь в том случае, если специалист сознательно, а не спонтанно, строит коммуникативный процесс, учитывая конкретную ситуацию в семье, особенности ее членов.

Как показывают мои наблюдения, далеко не все специалисты по социальной работе всегда психологически готовы к этому, не все располагают профессиональными, коммуникативными навыками.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...

Структура и типы детских дошкольных учреждений в городе
Муниципальная система дошкольного образования города представлена 153 дошкольными образовательными учреждениями, которые посещают 22133 ребенка от 1 года до 7 лет. В городе функционирует вариативная сеть дошкольных образовательных учреждений. Процедура аттестации и государственной аккредитации позв ...

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин "К вопросу о бессмертии" Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информац ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru