Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города.
В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями, состоянием здоровья ребенка, желанием родителей воспитывать ребенка дома).
Между тем, для успешного обучения в школе, ребенок должен получить полноценную подготовку.
Педагогическое общество г. Ростова-на-Дону реализует вариативные формы дошкольного образования. Цель деятельности предшкольной подготовки детей предполагает создание педагогических и организационных условий развития личности ребенка старшего дошкольного возраста независимо от уровня его здоровья и особенностей развития, формирование готовности малыша к обучению в школе.
Эта цель реализуется через следующие направления деятельности: консультативно-диагностическое, развивающее, коррекционное, организационно-методическое.
Консультативно-диагностическое направление деятельности сводится к решению следующих задач:
- определение особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста, его готовности к школьному обучению;
- выявление индивидуальных способностей, познавательных интересов;
- диагностика и психолого-педагогическая квалификация имеющихся нарушений здоровья и развития ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- мониторинг развития ребенка в процессе предшкольной подготовки.
Развивающее направление деятельности реализуется через:
- реализацию программы предшкольного образования «Предшкольная пора»;
- разработка индивидуальных программ предшкольного образования ребенку с нарушением здоровья и развития;
- проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- реализация индивидуальных программ предшкольного образования в условиях домашнего визитирования.
Консультирование родителей по вопросам:
- особенности развития ребенка;
- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
- создание дома соответствующей развивающей среды.
- Консультирование педагогов по вопросам предшкольного образования (в данном ДОУ и в других ДОУ района, города):
- критериев и методов психолого-педагогической диагностики готовности к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста;
- разработки индивидуальной траектории предшкольного образования для детей с учетом уровня здоровья и особенностей развития;
- дифференциация содержания и методов предшкольного образования в условиях разных организационных форм;
- развивающего, игрового и коррекционного оборудования, используемого в процессе предшкольного образования.
Исследователи Ростова-на-Дону провели опрос родителей учащихся средних школ и дошкольных учреждений города с целью изучения преобладающих среди родителей представлений о ситуации в области образования, об отношении к актуальным проблемам и трудностям образования. В системе среднего образования России происходят заметные изменения, которые родителями Ростова оцениваются как неоднозначные и противоречивые, имеющие как положительные, так и отрицательные стороны. 18% из всех опрошенных фиксируют только положительные изменения в образовании.
Среди наиболее значимых перемен к лучшему респонденты отмечают следующие (данные в % от числа опрошенных) (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Положительные изменения в системе образования
В качестве отрицательных явлений ростовчане чаще всего отмечают социальное расслоение учащихся (45%) и ухудшение материального положения школы (41%). Каждый четвертый респондент отмечал дефицит учебников и пособий. Так же часто высказывалось недовольство появлением платного обучения (25%).
Наибольшим спросом в Ростове пользуются спецшколы с ориентацией на языковую подготовку и школы, ориентированные на индивидуальный подход к каждому ребенку и учет его склонностей и возможностей.
Для большинства опрошенных родителей определяющими факторами при выборе образовательного учреждения для обучения детей являются: общественный престиж школы, направленность обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также отсутствие платы за обучение.
Родители считают хорошими тех учителей, кто компетентен как специалист (70%), умеет найти подход к каждому ребенку (60%) и доброжелателен к детям (30%).
Вне зависимости от типа образовательного учреждения, в котором учатся дети, родители отмечают в качестве самых необходимых предметов иностранный (72%) и русский (65%) языки, компьютерную грамотность (информатику) (62%) и математику (54%).
Интересно, что подавляющее большинство современных родителей считают, что ребенок подготовлен к школе, если при поступлении в 1-й класс он уже умеет читать (78%), считать (73%) и даже писать (25%). Но главным навыком родители считают умение ребенка общаться (84%).
Умственная отсталость смешанной наследственно-экзогенной природы
Частота врожденных форм гипотиреоза составляет 1 : 3600 – 1 : 4000. Тип наследования – аутосомно-рецессивный. В комплексе различных этиологических факторов врожденного гипотиреоза описаны наследственные нарушения обменных процессов. К настоящему времени известно 6 вариантов наследственных дефектов ...
Методы и приёмы словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы накопления содержания детской речи: 1. Рассматривание предм ...
Анализ результатов экспериментальной работы
по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении
изобразительно-выразительных средств
Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Светловской ООШ Коченевского района Новосибирской области. Исследование проводилось в четвертом классе. Характеристика ...