Европейский опыт развитития инновационных компаний при вузах

Страница 2

В Европейском союзе тройная спираль «государство – наука- производство» становится, как и в других развитых странах, основной вижущей силой регионального развития. Лидером среди стран Европеского союза, обладающим значительным потенциалом в области научных исследований и высокотехнологичного бизнеса является Германия.

Германия занимает первое место в мире по уровню занятых в интенсивных отраслях экономики - около 27,2%. К примеру, в Японии данный показательсоставляет 23,5%, в Италии - 20,4%, а в США всего лишь 15,5%) [31]. Объем затрат Германии, направляемых на исследования и разработки, является одним из наиболее высоких в мире и составляет 76796,9 млн. долл. (по итогам 2008 года) или 2,64% от ВВП [19].

Приоритетным направлением государственного финансирования являются развитие науки и образования: в настоящее время большая часть из профицита бюджета направляется именно на финансирование этих областей. Основной краткосрочной целью Правительства ФРГ является увеличение уровня финансирования научных разработок и образования до 20% от общего объема бюджета страны.

В качестве девиза инновационной стратегии развития Германии можно привести слова президента Фраунхоферовского общества (FG) профессора Ханс-Джерг Баллинджера: «Немецкие производственные компании смогут противостоять конкуренции иностранных фирм, проводящих «политику низких цен», только в том случае, если предложат потребителю действительно инновационные товары и услуги, уникальные изделия высочайшего качества, за которые потребители захотят заплатить более высокую цену» [19].

В инновационной системе Германии значительную роль играют научные сообщества и высшие учебные заведения (в том числе классические и технические университеты, а также профессиональные высшие школы - университеты прикладных наук).

Сильная сторона вузов Германии заключается в совмещении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Это подтверждается тем фактом, что две трети всех научных результатов в Германии получают именно в вузах. Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения финансируются из бюджетов двух уровней, федерально и регионального, однако право выбора приоритетов НИОКР закреплено за регионами. Студенты университетов прикладных наук в период обучения в течение двух семестров занимаются практикой, что позволяет приблизить образование к потребностям реального сектора экономики, объеденить теоретические и практические навыки профессиональной деятельности. Промышленность также принимает активное участие в формировании профессиональных кадров посредством формирования запросов на необходимые направления подготовки специалистов.

Научные общества Германии представляют собой общественные организации, которые занимаются конкурсным распределением средств на научные исследования и разаработки. Среди них можно отметить такие общества как Немецкое научно-исследовательское общество, Общество Макса Планка, Общество Гельмгольца, Фраунгоферовское общество. Необходимо отметить, что распределением бюджетных средств на научные исследования имаются только научные сообщества. Кроме федерального и регионального бюджетов средства на науку и инновации поступают также от Европейского союза.

В Европе, в отличие от США, традиционно более широкое присутствие государства (двойная спираль «государство–бизнес»), тогда как в США тройная спираль формировалась на базе двойной спирали «университет–бизнес».

Направления государственной инновационной политики в Германии определяются ее государственным устройством. Германия представляет собой федерацию, включающую в себя 13 земель и 3 города федерального значения. Существенный вклад, в том числе и финансовый, в формирование инновационной инфраструктуры вносят правительства земель и муниципалитеты. Наличие возможности федеральным землям активно участвовать в развитии своих экономик во многом определяется действием принципа бюджетного федерализма: порядка 80–90% налогов, собираемых в субъекте федерации, направляется в бюджет соответствующего субъекта и только порядка 10% - в федеральный бюджет (на финансирование обороны, безопасности и прочих задач общегосударственного характера). Следовательно, власти земель могут самостоятельно разрабатывать политику инновационного развития и обеспечивать ее соответствующим финансированием [19].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Из опыта учителей начальных классов по использованию дидактических игр на уроках математики
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса познавательной активности при изучении чисел первого десятка руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также п ...

Проблема межпредметных связей педагогики современного периода
Современное состояние научного естествознания предстает как сложнейшая система наук, в составе которой функционирует множество научных дисциплин. Большинство из них непрерывно взаимодействуют, имея общие объекты научного познания. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы. ...

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru