Европейский опыт развитития инновационных компаний при вузах

Страница 2

В Европейском союзе тройная спираль «государство – наука- производство» становится, как и в других развитых странах, основной вижущей силой регионального развития. Лидером среди стран Европеского союза, обладающим значительным потенциалом в области научных исследований и высокотехнологичного бизнеса является Германия.

Германия занимает первое место в мире по уровню занятых в интенсивных отраслях экономики - около 27,2%. К примеру, в Японии данный показательсоставляет 23,5%, в Италии - 20,4%, а в США всего лишь 15,5%) [31]. Объем затрат Германии, направляемых на исследования и разработки, является одним из наиболее высоких в мире и составляет 76796,9 млн. долл. (по итогам 2008 года) или 2,64% от ВВП [19].

Приоритетным направлением государственного финансирования являются развитие науки и образования: в настоящее время большая часть из профицита бюджета направляется именно на финансирование этих областей. Основной краткосрочной целью Правительства ФРГ является увеличение уровня финансирования научных разработок и образования до 20% от общего объема бюджета страны.

В качестве девиза инновационной стратегии развития Германии можно привести слова президента Фраунхоферовского общества (FG) профессора Ханс-Джерг Баллинджера: «Немецкие производственные компании смогут противостоять конкуренции иностранных фирм, проводящих «политику низких цен», только в том случае, если предложат потребителю действительно инновационные товары и услуги, уникальные изделия высочайшего качества, за которые потребители захотят заплатить более высокую цену» [19].

В инновационной системе Германии значительную роль играют научные сообщества и высшие учебные заведения (в том числе классические и технические университеты, а также профессиональные высшие школы - университеты прикладных наук).

Сильная сторона вузов Германии заключается в совмещении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Это подтверждается тем фактом, что две трети всех научных результатов в Германии получают именно в вузах. Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения финансируются из бюджетов двух уровней, федерально и регионального, однако право выбора приоритетов НИОКР закреплено за регионами. Студенты университетов прикладных наук в период обучения в течение двух семестров занимаются практикой, что позволяет приблизить образование к потребностям реального сектора экономики, объеденить теоретические и практические навыки профессиональной деятельности. Промышленность также принимает активное участие в формировании профессиональных кадров посредством формирования запросов на необходимые направления подготовки специалистов.

Научные общества Германии представляют собой общественные организации, которые занимаются конкурсным распределением средств на научные исследования и разаработки. Среди них можно отметить такие общества как Немецкое научно-исследовательское общество, Общество Макса Планка, Общество Гельмгольца, Фраунгоферовское общество. Необходимо отметить, что распределением бюджетных средств на научные исследования имаются только научные сообщества. Кроме федерального и регионального бюджетов средства на науку и инновации поступают также от Европейского союза.

В Европе, в отличие от США, традиционно более широкое присутствие государства (двойная спираль «государство–бизнес»), тогда как в США тройная спираль формировалась на базе двойной спирали «университет–бизнес».

Направления государственной инновационной политики в Германии определяются ее государственным устройством. Германия представляет собой федерацию, включающую в себя 13 земель и 3 города федерального значения. Существенный вклад, в том числе и финансовый, в формирование инновационной инфраструктуры вносят правительства земель и муниципалитеты. Наличие возможности федеральным землям активно участвовать в развитии своих экономик во многом определяется действием принципа бюджетного федерализма: порядка 80–90% налогов, собираемых в субъекте федерации, направляется в бюджет соответствующего субъекта и только порядка 10% - в федеральный бюджет (на финансирование обороны, безопасности и прочих задач общегосударственного характера). Следовательно, власти земель могут самостоятельно разрабатывать политику инновационного развития и обеспечивать ее соответствующим финансированием [19].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Расчёт количества теплоты. Удельная теплоёмкость
Количество теплоты (Q) — энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче. Количество теплоты является одной из основных термодинамических величин. Количество теплоты является функцией процесса, а не функцией состояния, то есть количество теплоты, полученное системой, зависит от способа, ...

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Пути формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью
По выражению академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология». Валеология (от латинского valeo - «здравствовать», быт ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru