Результаты проведения исследования

Страница 3

В пользу нашего предположения о фонематической незрелости детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФН говорит анализ типичных ошибок, имевших место при воспроизведении фонетических паронимов и слов различной слоговой сложности.

В заданиях, связанных с изменением кода языка, детям предлагалось выбрать правильный вариант из целого слова и его части и превратить асемантичное слово в семантичное.

В первом случае ребенок должен был исправлять ошибки в произнесении названий предметов и по возможности объяснять, чем отличается часть слова от целого слова.

Дети на первом этапе исследования (до специальных коррекционных занятий) в двух третях случаев не понимали задания, помощь экспериментатора не принимали, самостоятельно давали другие названия картинок, а если и определяли произнесенное слова как неправильное, то исправить его не могли. В ряде случаев они не могли узнать некоторые слова, а выложенным перед ними предметным картинкам давали другие названия: №лапа» - «нога», «рука», «апа»; «кошка» - «кися», «котики», «игрушка» и т.д.

На втором этапе исследования (после полугода коррекционных занятий) только треть давали правильные комментарии. Большинство же детей указывали на неправильно произнесенные экспериментатором слова, но не могли объяснить, в чем конкретно заключалась ошибка, соответственно не могли и исправить услышанное. Ряд учащихся не смогли опознать слова «лапа», «рука», «кошка» и отдифференцировать указанные слова от их частей. Некоторые учащиеся давали неточные или неправильные названия предметам, изображенным на картинках.

На третьем этапе исследования (после года коррекционных занятий с детьми) дошкольники в основном правильно определяли слова из пар «ос» - «нос» и «ука» - «рука».

Особенно развитые дети испытывали затруднения только с парой «апа» - «лапа».

Результаты и этого задания еще раз подтверждают тот факт, что развитие фонематического слуха дошкольников с ОНР и ФФН находится на низкой ступени. По мнению В.И.Бельтюкова, ошибки подобного рода характерны для первого этапа развития фонематического восприятия, тогда как «в ходе дальнейшего развития фонематического слуха ребенок начинает различать в слове наличие или отсутствие согласного как широко обобщенного звука (например, отличает ук от жук, где вместо ж может быть любой согласный звук). Это подготавливает возможность дифференциации между собой согласных» [4].

Это также свидетельствует о том, что нарушение аналитико-синтетических процессов у таких детей настолько серьезно, что того внимания, которое уделяется в ходе обучения фонематическому развитию ребенка, оказывается недостаточно.

В задании на исправление неправильно произнесенных слов дети допускали еще большее количество ошибок. При этом наличие изображений предметов не всегда приводило к положительным результатам. Затруднения в узнавании даже хорошо знакомого слова, но произносимого с искажением, обуславливается не только фонематическим недоразвитием детей (нарушен кинестетический компонент), но и не подготовленностью процесса сличения слов, неполноценностью прогнозирования.

На первом этапе исследования (до специальных коррекционных занятий) в двух третях случаев не понимали, что от них требуется, помощь экспериментатора не принимали, самостоятельно давали другие названия картинок, а если и определяли произнесенное слово как неправильное, то исправить его не могли.

Характерной особенностью детей на втором этапе исследования (после полугода коррекционных занятий) явилось то, что даже правильно отмечая наличие ошибочно произнесенного экспериментатором слова, они в собственной речи допускали ошибки: «самолет» - «сямалет»; «корова» - «горова», «холова»; «кошка» - «кося».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение
Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может бы ...

Сравнительная характеристика мышления и речи детей с нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...

Вариативность форм предоставления дошкольной образовательной услуги
Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях не посещения ими детских садов по тем или иным причинам. Следует ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru