фонематический слух речевой паталогия
Для проверки фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим нарушением речи мы использовали методику имитации и изменения кода языка.
В основу методики были положены повторы слов (фонетических паронимов, слов различной слоговой структуры и степени их узнаваемости), а также оппозиционных слогов. Речевой материал заданий был представлен в нескольких вариантах и предъявлялся учащимся в зависимости от их произносительной стороны речи.
Использование задания на репродуктирование сюжетовых структур для обследования фонематического слуха было обусловлено тем фактом, что именно в слоге, по мнению Н.И.Жинкина, наиболее полно проявляются типичные свойства каждой фонемы и ее смыслоразличительные функции. «Слог является произносительной единицей. Это значит, что форманты существуют лишь как включенные в слог, а слова и фразы – как состоящие из слогов. Слог – это регулятор взаимоотношений тождества (постоянства) и изменчивости речевых звуков» [Жинкин Н.И. «Механизмы речи». – М., 1958].
Методика изменения кода языка включала узнавание слов, данных в искаженном виде с заменой или отсутствием одного из звуков.
Результаты проведения первого исследования представлены в таблице 1 в следующем параграфе.
Мы проследили также состояние фонематического слуха одних и тех же дошкольников в течение 2 лет как по отдельным заданиям, так и по личным результатам. Они представлены в таблицах 2 и 3.
При подборе речевого материала для любого задания учитывалось состояние произносительной стороны речи каждого дошкольника. При этом детям предлагался речевой материал, содержащий минимум оппозиционных звуков, которые к этому времени должны уже быть противопоставленными в процессе онтогенеза в фонематическом развитии ребенка. Кроме того, произносительные навыки многих старших дошкольников с ОНР и ФФН находились еще в процессе формирования, поэтому мы постарались исключить из заданий слоги и слова, содержащие свистящие и шипящие звуки и вибрант [р].
Среди заданий, опирающихся на методику имитации, наименьшую трудность для детей представляло задание на повтор слов и соотнесение их с картинками. При этом точность репродуцирования слова у дошкольников не коррелировалась с его семантикой. Дети могли правильно повторять слова, но не соотносили их с картинками или наоборот, показывали правильно предмет, но неточно или неверно воспроизводили лексемы.
Например, дошкольник Саша Кузнецов показывал картинку с изображением пакета и говорил: «Пакет». Затем показывал картинку с изображением букета и говорил: «Пакет». При этом он был уверен, что говорит два разных слова, если его просили повторить, он говорил то же самое: «Вот это – пакет, а это – пакет». Он не слышал, что произносит одно и то же слово, при расспросах убеждал его, что произносит разные слова.
Некоторые показывая одну и ту же картинку, называли изображенное на ней то «панки», то «банки» (танки). А при попытке уточнить название показываемой картинки такие дети могли дать ей еще одно название – «ранки». Как правило, то же самое происходило и с другим словом этой пары.
Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...
Специфика организаторской деятельности педагога
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной) ...
Педагогические условия воспитания музыкально одаренных детей старшего
дошкольного возраста
Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б,М, Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зимино ...