Организация проведения исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новое образование » Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи » Организация проведения исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

фонематический слух речевой паталогия

Для проверки фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим нарушением речи мы использовали методику имитации и изменения кода языка.

В основу методики были положены повторы слов (фонетических паронимов, слов различной слоговой структуры и степени их узнаваемости), а также оппозиционных слогов. Речевой материал заданий был представлен в нескольких вариантах и предъявлялся учащимся в зависимости от их произносительной стороны речи.

Использование задания на репродуктирование сюжетовых структур для обследования фонематического слуха было обусловлено тем фактом, что именно в слоге, по мнению Н.И.Жинкина, наиболее полно проявляются типичные свойства каждой фонемы и ее смыслоразличительные функции. «Слог является произносительной единицей. Это значит, что форманты существуют лишь как включенные в слог, а слова и фразы – как состоящие из слогов. Слог – это регулятор взаимоотношений тождества (постоянства) и изменчивости речевых звуков» [Жинкин Н.И. «Механизмы речи». – М., 1958].

Методика изменения кода языка включала узнавание слов, данных в искаженном виде с заменой или отсутствием одного из звуков.

Результаты проведения первого исследования представлены в таблице 1 в следующем параграфе.

Мы проследили также состояние фонематического слуха одних и тех же дошкольников в течение 2 лет как по отдельным заданиям, так и по личным результатам. Они представлены в таблицах 2 и 3.

При подборе речевого материала для любого задания учитывалось состояние произносительной стороны речи каждого дошкольника. При этом детям предлагался речевой материал, содержащий минимум оппозиционных звуков, которые к этому времени должны уже быть противопоставленными в процессе онтогенеза в фонематическом развитии ребенка. Кроме того, произносительные навыки многих старших дошкольников с ОНР и ФФН находились еще в процессе формирования, поэтому мы постарались исключить из заданий слоги и слова, содержащие свистящие и шипящие звуки и вибрант [р].

Среди заданий, опирающихся на методику имитации, наименьшую трудность для детей представляло задание на повтор слов и соотнесение их с картинками. При этом точность репродуцирования слова у дошкольников не коррелировалась с его семантикой. Дети могли правильно повторять слова, но не соотносили их с картинками или наоборот, показывали правильно предмет, но неточно или неверно воспроизводили лексемы.

Например, дошкольник Саша Кузнецов показывал картинку с изображением пакета и говорил: «Пакет». Затем показывал картинку с изображением букета и говорил: «Пакет». При этом он был уверен, что говорит два разных слова, если его просили повторить, он говорил то же самое: «Вот это – пакет, а это – пакет». Он не слышал, что произносит одно и то же слово, при расспросах убеждал его, что произносит разные слова.

Некоторые показывая одну и ту же картинку, называли изображенное на ней то «панки», то «банки» (танки). А при попытке уточнить название показываемой картинки такие дети могли дать ей еще одно название – «ранки». Как правило, то же самое происходило и с другим словом этой пары.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...

Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений
А. Констатирующий эксперимент 1) База исследования и методика констатирующего эксперимента База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально. ...

Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: ‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru