Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся

Новое образование » Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением » Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся

Страница 1

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитием государства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределения у большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальной неоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотрения и решения.

Кроме того, большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям социально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных специалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследований проблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, что в начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическое развитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность, резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие.

Во-вторых, проблема профессионального самоопределения - это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса.

В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной тематике. В настоящее время существуют различные подходы в определении сущности профессионального самоопределения. Вопросы профессионального и личностного (как более общей проблемы) интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов это такие авторы как: Асмолова А.Г. [1992], Головахи Е.И. [1984, 1988, 1993], Голомштока Е.А. [1979], Климова Е.А. [1976, 1983, 1988, 1990, 2001, 2003 и др.], Пряжникова Н. С [1996, 1997], Рубинштейна С.Л. [1976, 1989], Слободчикова В.И. и Исаева Е. И [2000], Чистяковой С.Н. [1989, 1993, 1997, 2000 и др.], Холланда Дж. [1993] и других.

В современной психолого-педагогической литературе по данной проблеме существуют следующие трактовки понятия "самоопределение":

самоопределение (личностное) - это сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. Особой формой личностного самоопределения является профессиональное самоопределение;

самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации (Кухарчук А.М.).

Рассмотрение профессионального самоопределения, в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволило психологам сформулировать некоторые общие положения профессионального самоопределения.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...

Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»
Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является т ...

Выражение объема в криволинейных координатах
Возвращаясь к предположениям и обозначениям п° 1.1, поставим себе задачей выразить объем (ограниченного) тела в пространстве . Иным интегралом, распространенным на соответствующее тело в пространстве . Искомый объем выражается, прежде всего поверхностным интегралом второго типа:,распространенным на ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru