Рекомендации педагогам по применению игр в условиях школы-интерната

Страница 1

Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. Лечение игрой, или игротерапия, получило свое развитие в трудах Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, С. Г. Якобсона и других ученых. Игровая терапия представляет собой целостную психолого-педагогическую систему, которая основывается на убежденности в возможностях ребенка. Сфокусированная на ребенке, она является, с одной стороны, базовой философией, утверждающей внутреннюю способность ребенка развиваться, а с другой – помогает верить в его способность к конструктивному управлению собственной деятельностью. Игровая терапия основывается на понимании естественного стремления человека к росту и развитию. В ней дети учатся конструктивно выражать свои чувства и мысли, управлять своим поведением, принимать решение и брать на себя ответственность. Наблюдение за ребенком, за его игрой позволяет понять, как он познает мир и что его волнует. Игра обладает большими коррекционными и психотерапевтическими действиями, поскольку для ребенка игра – это возможность: 1. Осознание событий окружающего мира через подражания, социализацию, восприятие норм поведения, существующих в обществе; 2. Выражение любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без боязни опасности, с выражением этих чувств вне игры; 3. Компенсаторного удовлетворения чувства несамостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры; 4. Разрешения внутренних конфликтов и включения себя в активную роль; 5. Эмоционального отражения знаний и опыта; 6. Отражения роста и развития ребенка.

В игротерапии выделяют три направления, обеспечивающих эффективное воспитательное и терапевтическое воздействие на личности ребенка:

1. Обеспечивается создание доброй, безопасной ситуации, где ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь педагогу в решении его проблем;

2. Осуществляется основная коррекционная работа с детьми. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе самой терапии позволяют дополнить, изменить запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка;

3. Закрепляются полученные навыки и формы общения у детей. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: первое направление– контактные игры; второе– коррекционно-направленные и обучающие игры; третье направление – контактные + обучающие + контрольные игры. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.

Таким образом, игра:

v помогает в диагностике;

v способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком;

v помогает словесному выражению чувств

v дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;

v помогает расширить круг интересов ребенка;

v помогает создать у ребенка чувство безопасности и дозволенности в системе отношений так, чтобы ребенок мог свободно исследовать и выражать собственное Я;

v привлекает к переживаниям ребенка и отражает его чувства таким образом, что он постепенно приходит к самопониманию;

v помогает ребенку действовать ответственно, раскрывает его способность решать личные проблемы;

v помогает раскрыть внутреннюю направленность ребенка, позволяет ему быть лидером во всех областях;

v позволяет педагогу оценить постепенность игротерапевтического процесса;

v помогает устанавливать такие ограничения, которые позволяют ребенку принять на себя ответственность в данной системе отношений [6, с.5–7].

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...

Игры со словом и рифмой
Все мы прекрасно знаем, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнка в познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, п ...

Сущность заикания
Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанни ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru