Анализ результатов экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Новое образование » Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения » Анализ результатов экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Страница 2

По результатам данного исследования, количество слов в сочинениях четвероклассников колеблется от 35 до 96 слов, средний объем сочинения составил около 50-60 слов, что ниже нормы, установленной в ГОС.

Анализ сочинений по всем пяти критериям и уровням показывает, что количество детей с низким и средним показателями находятся на одинаковом уровне, детей с высокими показателями нет. Результаты диагностики занесены в таблицу 3.

Таблица 3 - Результаты диагностики экспериментальной группы по всем критериям и уровням (в %)

Критерии

Уровни

Показатели

Изобразительно-выразительные средства: синонимы,

антонимы, эпитеты,

сравнения, эмоционально-оценочная лексика

Высокий

0

Средний

50

Низкий

50

В экспериментальном классе чаще других средств, свидетельствующих о богатстве словаря, школьниками использовались эпитеты (в 90% детских работ): небо голубое, теплая земля, яркое солнышко, блестящий снежок, первые цветы, звонкие и веселые песни, яркие бабочки, черно-желтые пчелки, терпеливые муравьи, зеленоватые листочки, пушистые облака, золотистый закат и др., реже – эмоционально-оценочная лексика (в 40% сочинений), причем не отличающаяся разнообразием: зимой очень холодно, очень веселая пора, очень ярко и др.). Лишь в единичных работах употреблены антонимы – 20% (не холодно и не жарко; зимой можно делать то, что нельзя делать летом), синонимы – 10% (деревья стоят пустые и голые) и сравнения ( . они (облака) такие белые, как наша земля зимой; одуванчики, они похожи на солнышко) - 20%.

Рисунок 1 – Диагностика уровня лексического запаса младших школьников по результатам анализа сочинений, в %.

Проанализировав результаты среза, мы пришли к выводу, что словарь четвероклассников необходимо обогащать всеми определенными нами видами языковых средств: антонимами, синонимами, расширять спектр слов-эпитетов, возможных для описания, например, картин природы в разное время года, пополнять лексикон школьников разнообразными формами эмоционально-оценочной лексики.

После получения результатов констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью обогатить словарь младших школьников посредством изучения и использования изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературного чтения.

Формирующий эксперимент. Этот вид эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку в экспериментальном классе, вводя в образовательный процесс новый (экспериментальный) фактор.

Чтобы доказать рациональность экспериментально вводимых исследователем условий, проводится работа с достаточно большим количеством учащихся в экспериментальном классе.

На протяжении формирующего этапа эксперимента нами были проведены уроки по русскому языку, где проводилась работа со словами-синонимами, антонимами, эпитетами, олицетворениями, знакомство с явлением многозначности слова, а так же уроки литературного чтения, где мы изучали и анализировали произведения поэтов русской литературы, наблюдая за «работой» каждой лексической единицы, речевого оборота в тексте; пересказ художественных текстов на внеклассном чтении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...

Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается ...

Типология и структура уроков
Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru