Методика создания воспитательной системы

Новое образование » Воспитательные системы и их развитие » Методика создания воспитательной системы

Страница 1

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы [13].

Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатывается его обобщенный образ.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др. [13,14].

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность - основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 - 11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.

Включать урок в воспитательную систему школы можно, во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации на уроке, через личность учителя);

во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людей на урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, "аукциона знаний" и др. [7, 8, 10].

Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны - сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность - важнейший признак любой системы [13, 14].

Стадии технологического процесса:

1. Создание инициативной группы;

2. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего образовательного учреждения, его воспитательной системы;

3. Поиск сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Выбор музыкального произведения для беседы
«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственн ...

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение иностранного языка в целом и английского языка, в частности, на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: • Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной): речевая ком ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru