Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Светловской ООШ Коченевского района Новосибирской области.
Исследование проводилось в четвертом классе.
Характеристика экспериментального класса
Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 10 человека: 5 мальчиков и 5 девочек. Класс занимается по программе «Школа России». В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (4 человека), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку, чтобы отвечать на вопросы (2 человека). Класс занимается по учебникам четвертого класса, часть первая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
· Констатирующий;
· Формирующий;
· Контрольный.
Констатирующий эксперимент. Этот эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей изучение начального состояния на практике изучаемого явления, уровня знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; изучение реальной практики по решению данной проблемы; выбор конкретных методик оценки начального состояния экспериментального объекта.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня лексического запаса младших школьников в экспериментальном классе.
Изучая богатство словарного запаса младших школьников, во время констатирующего эксперимента мы использовали метод анализа сочинения-описания (см. Приложение А).
Для того чтобы проанализировать результаты констатирующего эксперимента, необходимо разработать критерии и уровни – это признаки, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики. В качестве критериев богатства словаря младших школьников мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и эмоционально-оценочная лексика.
Дана оценка по трем уровням: высокий, средний, низкий. Уровни представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика уровней богатства словаря младших школьников
|
Критерии |
Высокий уровень проявления |
Средний уровень проявления |
Низкий уровень проявления |
|
Изобразительно-выразительные средства: синонимы антонимы эпитеты сравнения эмоционально-оценочная лексика |
Используют изобразительно-выразительные средства в достаточном количестве |
Используют в своей речи недостаточно |
Вовсе не используют в своей речи или минимальном количестве |
Результаты анализа школьных сочинений по теме «Мое любимое время года» мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2 - Результаты анализа сочинений по теме «Мое любимое время года»
|
Критерии Ученик |
Синонимы |
Антонимы |
Эпитеты |
Сравнения |
Эмоционально-оценочная лексика |
Всего слов |
|
1. |
— |
— |
5 |
— |
— |
44 |
|
2. |
— |
— |
12 |
— |
— |
78 |
|
3. |
— |
— |
5 |
— |
2 |
96 |
|
4. |
— |
— |
— |
— |
— |
45 |
|
5. |
— |
2 |
3 |
— |
2 |
57 |
|
6. |
— |
— |
5 |
1 |
1 |
48 |
|
7. |
— |
4 |
6 |
— |
1 |
74 |
|
8. |
— |
— |
3 |
— |
— |
35 |
|
9. |
— |
— |
5 |
— |
— |
63 |
|
10. |
2 |
— |
5 |
1 |
— |
40 |
|
Итого |
2 |
6 |
79 |
2 |
7 | |
|
Кол-во работ |
1 |
2 |
9 |
2 |
4 | |
|
% |
10 |
20 |
90 |
20 |
40 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений по теме «Тепловые явления»
Тема: Тепловые явления Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений Вид урока: тестовые задания Цели: образовательная - повторить, обобщить, закрепить знания по теме, продолжить формирование умения решать количественные и качественные задачи; применять полученные знания для объяснения разно ...
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Методы научного познания
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием (Глазунов, 2002). Его основу составляют отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной научной деятельности, называемой практикой. Потребности практики служат движущ ...