Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Светловской ООШ Коченевского района Новосибирской области.
Исследование проводилось в четвертом классе.
Характеристика экспериментального класса
Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 10 человека: 5 мальчиков и 5 девочек. Класс занимается по программе «Школа России». В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (4 человека), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку, чтобы отвечать на вопросы (2 человека). Класс занимается по учебникам четвертого класса, часть первая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
· Констатирующий;
· Формирующий;
· Контрольный.
Констатирующий эксперимент. Этот эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей изучение начального состояния на практике изучаемого явления, уровня знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; изучение реальной практики по решению данной проблемы; выбор конкретных методик оценки начального состояния экспериментального объекта.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня лексического запаса младших школьников в экспериментальном классе.
Изучая богатство словарного запаса младших школьников, во время констатирующего эксперимента мы использовали метод анализа сочинения-описания (см. Приложение А).
Для того чтобы проанализировать результаты констатирующего эксперимента, необходимо разработать критерии и уровни – это признаки, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики. В качестве критериев богатства словаря младших школьников мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и эмоционально-оценочная лексика.
Дана оценка по трем уровням: высокий, средний, низкий. Уровни представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика уровней богатства словаря младших школьников
Критерии |
Высокий уровень проявления |
Средний уровень проявления |
Низкий уровень проявления |
Изобразительно-выразительные средства: синонимы антонимы эпитеты сравнения эмоционально-оценочная лексика |
Используют изобразительно-выразительные средства в достаточном количестве |
Используют в своей речи недостаточно |
Вовсе не используют в своей речи или минимальном количестве |
Результаты анализа школьных сочинений по теме «Мое любимое время года» мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2 - Результаты анализа сочинений по теме «Мое любимое время года»
Критерии Ученик |
Синонимы |
Антонимы |
Эпитеты |
Сравнения |
Эмоционально-оценочная лексика |
Всего слов |
1. |
— |
— |
5 |
— |
— |
44 |
2. |
— |
— |
12 |
— |
— |
78 |
3. |
— |
— |
5 |
— |
2 |
96 |
4. |
— |
— |
— |
— |
— |
45 |
5. |
— |
2 |
3 |
— |
2 |
57 |
6. |
— |
— |
5 |
1 |
1 |
48 |
7. |
— |
4 |
6 |
— |
1 |
74 |
8. |
— |
— |
3 |
— |
— |
35 |
9. |
— |
— |
5 |
— |
— |
63 |
10. |
2 |
— |
5 |
1 |
— |
40 |
Итого |
2 |
6 |
79 |
2 |
7 | |
Кол-во работ |
1 |
2 |
9 |
2 |
4 | |
% |
10 |
20 |
90 |
20 |
40 |
Методы и формы организации эстетического воспитания
дошкольников
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объя ...
Педагогические рекомендации преподавателям кружка фортепиано по развитию
музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Кружок фортепианного исполнительства является одной из наиболее эффективных форм организации внеклассных музыкальных занятий. Данная форма внеклассной работы способствует формированию общей и музыкальной культуры школьников. Для успешного руководительства процессом развития музыкальной выразительно ...
Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11 – 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5 – 9 –й классы ) , характеризуется общим подъёмом жизнидеятельности и глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребёнка – ...