Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Новое образование » Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения » Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Страница 2

Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, например: чайник — посуда, в которой готовят чай; подснежник — цветок, который появляется из-под снега. Необходимо научить ребенка вдумываться в значение слова, в природу названия, а следовательно, научить точному словоупотреблению.

Таким образом, словарную работу в процессе анализа текста художественного произведения можно представить в виде графической схемы.

Место словарной работы на уроке

— до чтения (первичная словарная работа),

— во время чтения,

— после чтения (вторичная словарная работа).

Цели словарной работы

— облегчить понимание текста,

— расширить словарь ребенка,

— повысить культуру речи.

Порядок работы над словом

— прочитать слово про себя,

— прочитать слово вслух (в 1-м кл. — хором),

— объяснить значение слова (вместе с детьми),

— обратить внимание на написание слова (орфографическая зоркость).

Приемы объяснения слов

— наглядная демонстрация предмета,

— рассматривание предмета на рисунке или картине,

— подбор синонимов,

— деление слова на части (выделение корня),

— определение предмета по отличительным признакам,

— описание предмета,

— использование фактов из жизни,

— объяснение слова в контексте.

Поскольку в учебнике для уроков чтения представлены художественные произведения (в отрывках или полностью), то встает вопрос о работе над их языком. Язык художественного произведения выполняет не только функцию сообщения какой-то информации, но и эстетическую, является средством воплощения художественного образа. При создании художественного произведения писатель тщательно отбирает слова из синонимического ряда и использует то, которое более всего соответствует его замыслу. Учитель должен обратить внимание учащихся на наиболее выразительные языковые средства, отобранные писателем[39].

Учебно-профессиональные задачи

1.Определить цели словарной работы на предстоящем занятии, ее место на уроке (до чтения, во время чтения, после чтения) и наиболее рациональный порядок работы над незнакомыми и сложными словами.

2.Внимательно изучить содержание рассказов, которые будут предложены детям для работы на занятии. В соответствии с текстами продумать словарную работу на уроке, которая должна включать:

• выявление наиболее сложных слов в тексте и степени понимания их детьми;

• уточнение значений слов;

• обогащение словарного запаса детей;

• объяснение значений новых слов с помощью различных приемов (наглядное представление, демонстрация картинок, деление слова на части, подбор синонимов, выделение отличительных признаков и др.) [39].

«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще» [14, с. 46].

Изучая богатство словарного запаса младших школьников, мы использовали метод анализа сочинения-описания. (см. Приложение А). Исследование проводилось в 4-м классе Светловской Основной Общеобразовательной Школы Коченевкого района Новосибирской области. В эксперименте участвовало 10 человек. По результатам данного исследования, количество слов в сочинениях четвероклассников колеблется от 40 до 96 слов, средний объем сочинения составил около 50-60 слов, что ниже нормы, установленной в ГОС.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Семья и её влияние на развитие детей дошкольного возраста
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...

Система управления МОУ «НОШ № 6» в условиях внедрения и реализации ФГОС
В процессе анализа требований ФГОС к условиям реализации ООП мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МОУ «НОШ №6». В 2010-2011 учебном году в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В 2011-2012 учебно ...

Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, уче ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru