Урок 4 - Тема: Зима в стихах А.С. Пушкина. «Зимнее утро». «Зимний вечер».
Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений А. С. Пушкина
Задачи:
Ø работа по обогащению словаря, знакомство с незнакомыми и устаревшими словами (нега, аврора, взор, вечор, нынче);
Ø воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина
Ø работа по нахождению в тексте литературных средств;
Ø работать над навыками выразительного чтения художественного текста;
Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний (см. Приложение Д).
Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого, настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций учеников.
Практические рекомендации:
1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим рассматриванию картин зимних пейзажей (так как мы разбирали стихотворения, посвященные зимней лирике). Знакомство с картинами было призвано будить эмоции, чувства. Глядя на красоту изображенной художниками природы, дети невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой образ, свое настроение от увиденного, который потом мы сравнивали с художественным образом, созданным поэтом Дети подбирали картины к определенному, по их мнению, стихотворению поэта.
2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений, настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали такие задания:
- Какие чувства при чтении стихотворения (рассматривая картины) возникали в вашей душе?
- Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?
- Обратите внимание на слова, которые использует автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и чувства поэта.
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?
- Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина по настроению схожа со стихотворением автора. Докажите.
3. Формирование у учащихся творческого воображения. Для пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д.
- Какими словами можно описать природу, представленную в стихотворении?
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
- Напишите свое стихотворение
- А как вы назвали бы эту картину?
- Что вы представляете, читая эти строки?
Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание у четвероклассников благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка.
Изучая, анализируя произведения поэтов русской литературы на уроках литературного чтения, наблюдая за «работой» каждой лексической единицы, речевого оборота в тексте, мы вместе с детьми с готовностью отдаемся чарующей гармонии сказочного мира, пленительного слова, интонации – все это способствует обогащению речи младших школьников.
Виды и структура дидактических игр
формирование словарь дидактический игра В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. С детьми раннего возраста используются дидактические игры с игрушками и картинками, ...
О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необходимость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают, что это означает существенное изменение собственной професс ...
Педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольного образовательного
учреждения
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука ед ...