Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Новое образование » Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения » Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Страница 5

—Какие картины вы мысленно увидели при чтении этого стихотворения?

—Какие строки доставили вам удовольствие и радость?

—Понравилось ли вам стихотворение? Что оно напоминает? Почему?

—На следующем этапе работы учащиеся читают стихотворение по строфам, отдельным строкам, рисующим одну картину за другой, и рассказывают, что они представили, т.е. создают словесную картину, нарисованную их воображением на основе слов автора.

В своих ответах дети могут назвать и реалистические приметы. Это неплохо. Надо вести их дальше — от одностороннего рационального восприятия мира к эмоционально-образному. С такой целью проводится обучение приемам выразительного чтения.

Нужно настраивать школьников на выразительное чтение, решение «поэтических загадок», имеющихся в стихах (образное изображение природы).

Примерные вопросы:

—О чем это стихотворение?

—Что происходит в природе?

—Каким поэт видит мир?

—Какие чувства вы бы хотели донести до своих слушателей?

Необходимо иметь в виду, что знания, которые школьники получают на уроке чтения, сопровождаются сопереживаниями, захватывают эмоциональную сферу ребенка. «Воспринимать произведение искусства — это понимать и принимать его, отзываться на него» [37].

Для этого нужно, чтобы ребенок глубоко проник в сущность художественного произведения. И еще одно условие: сам учитель глубоко прочувствовал смысл стихотворения, захвачен им, искренне сопереживает автору один, а затем и вместе с детьми.

После образцового выразительного чтения при увлеченности смыслом стихотворения, красотой поэтических строк уроку обеспечен успех.

«Учитель — посредник между автором и ребенком. Чтобы влюбить детей в произведение, учитель сам должен быть влюблен в него. Увлеченность, чувства высекаются только чувствами. А.Т. Твардовский вспоминал, как на одном из уроков, читая рассказ, учительница плакала, не стесняясь учеников. Это произведение оставило след в душе поэта, чтение учительницы ему запомнилось на всю жизнь» [37].

На уроках мы работали со стихотворениями И.С. Никитина, И.А. Бунина, А.С. Пушкина и отрывками из поэмы «Евгений Онегин». Цель этих занятий: раскрыть учащимся мастерство авторского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которые испытывает поэт, воспринимая эту картину;

Урок 1 – Тема: И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями .»

Цель: продолжить знакомство с лирическими произведениями и работу по анализу лирических произведений

Задачи:

Ø расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве;

Ø работа по обогащению словаря, знакомство с устаревшими словами слов (межа);

Ø продолжать формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом

Ø работа с изобразительно-выразительными средствами произведения

. Оборудование урока:

· на доске - портрет поэта (см. Приложение Б).

Урок 2 - Тема: И.А. Бунин. «Листопад»

Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений

Задачи:

Ø расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве;

Ø работа по обогащению словаря, знакомство или уточнение лексического значения слов (завороженный, замирает);

Ø продолжать формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом

Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний

.Оборудование урока:

· на доске - портрет поэта (см. Приложение В).

Урок 3 - Тема: Отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений А. С. Пушкина

Задачи:

Ø работа по обогащение словаря, знакомство с устаревшими словами слов (куртины, брег, лоно);

Ø продолжать работу по формированию осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом

Ø воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина

Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний (см. Приложение Г).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы было проведено исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70, 71 г. Нижнекамска среди детей дошкольного возраста с нарушением зрения, февраль-май 2012 года. Выборка составила 15 человек. Параллельно было проведено исследование уровня ...

Развитие комплексного метода в логопедии
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, ...

Методика коррекции нарушений грамматического строя речи
На данном этапе работы главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru