Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Новое образование » Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения » Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Страница 3

В качестве критериев богатства словаря младших школьников мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и эмоционально-оценочная лексика.

Чаще других средств, свидетельствующих о богатстве словаря, школьниками использовались эпитеты (в 90% детских работ): небо голубое, теплая земля, яркое солнышко, блестящий снежок, первые цветы, звонкие и веселые песни, яркие бабочки, черно-желтые пчелки, терпеливые муравьи, зеленоватые листочки, пушистые облака, золотистый закат и др., реже – эмоционально-оценочная лексика (в 50% сочинений), причем не отличающаяся разнообразием: зимой очень холодно, природа очень веселая пора, очень ярко и др.). Лишь в единичных работах употреблены антонимы – 20% (не холодно и не жарко; зимой можно делать то, что нельзя делать летом), синонимы – 10% (деревья стоят пустые и голые) и сравнения ( . они (облака) такие белые, как наша земля зимой; одуванчики ,они похожи на солнышко) - 20%.

Проанализировав результаты среза, мы пришли к выводу, что словарь четвероклассников необходимо обогащать всеми определенными нами видами языковых средств: антонимами, синонимами, расширять спектр слов-эпитетов, возможных для описания, например, картин природы в разное время года, пополнять лексикон школьников разнообразными формами эмоционально-оценочной лексики.

После получения результатов констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью обогатить лексических словарь младших школьников посредством изучения и использования изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературного чтения.

Словарные занятия на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и литературному чтению. [12; c.76]

Для обогащения лексикона младших школьников в рамках нашей экспериментальной работы нам представляется удачным использовать изобразительно-выразительные средства языка на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа, проведенная нами на уроках русского языка

Примеры упражнений с синонимами:

1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Здесь конфликтное слово спит. Кроме того, в список включен фразеологизм глаз не сводит.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например, слова: смешной — при изучении прилагательных; работать — при изучении глагола; метель — при изучении существительного. Дети подбирают: смешной—забавный, потешный; работать — трудиться; метель — вьюга, буран, пурга. Могут быть составлены предложения.

4. Замена синонима в предложении. Даны примеры: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). В текст поочередно включаются разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. Приведем еще примеры: Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (шлепнулся, растянулся).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Факультативные занятия как один из компонентов дифференцированного обучения
факультативное занятие математика нестандартное решение Дифференциация обучения – это необходимое условие гуманизации и демократизации образования. Она предоставляет каждому учащемуся равно высокий шанс достичь высот культуры и является залогом максимального развития детей с самыми разными способно ...

Общая характеристика страны
Официальное название: Швейцарская Конфедерация. Территория Швейцарии равняется всего половине Австрии и лишь одной девятой территории Германии. Такая крошечная страна, а сколько рождает ассоциаций! Монблан и горные лыжи, вечный нейтралитет и самые надежные в мире банки, переход Суворова через Альпы ...

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения: 1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. 2. У учителей недостаточно ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru