Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования.
Задачи:
1) развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
2) формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
3) способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
На основании анализа научных работ мы составили модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей (табл. 2.7.).
Таблица 2.7
Модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей
Цель – личностное и профессиональное самосовершенствование | ||||||||||||||
Функции профессиональная самообразовательная деятельность | ||||||||||||||
Дополняет, углубляет, уточняет и расширяет профессиональное образование |
Способствует формированию стиля профессиональной деятельности |
Обеспечивает осмысление передового педагогического опыта и собственной профессиональной деятельности |
Направленно на самопознание и самосовершенствование | |||||||||||
Компоненты | ||||||||||||||
Мотивационный – осознание личностной и общественной значимости непрерывного самообразования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности. |
Нравственно-волевой – положительное отношение к процессу самообразования, любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность. |
Когнитивный – общеобразовательные и профессиональные знания и умения их применять. | ||||||||||||
Организационный – умение планировать время и работу, умение перестраивать систему деятельности, умение работать в библиотеке, быстро ориентироваться в современной классификации источников, вландение приемами различной фиксации прочитанного. |
Процессуальный – умение ставить и решать познавательные задачи, самостоятельность, оперативность, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, обобщениям, креативность, умение слушать, умение выделять и усваивать определенное содержание, умение контроля и самоконтроля. | |||||||||||||
Коммуникативный – умение взаимодействовать с детским и педагогическим коллективами. |
Рефлексивный – комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности. | |||||||||||||
Виды профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Фоновое общеобразовательное |
Фоновое педагогическое |
Перспективное педагогическое |
Актуальное педагогическое | |||||||||||
Формы профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Организованные – курсы, система повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения. |
Самостоятельное – самообучение, исследовательская работа. | |||||||||||||
Источники профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Общеобразовательная и специальная литература, периодические издания, средства массовой информации, изучение передового педагогического опыта, экскурсии, семинары, общение, тренинги. | ||||||||||||||
Уровни профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||||||||||||
Результат профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Профессиональная компетентность |
Высокий общекультурный уровень |
Повышение результативности педагогической деятельности |
Повышение уровня педагогического мастерства и творческого отношения к профессиональной деятельности | |||||||||||
Анализ и сравнение познавательного интереса младших школьников с
традиционной и вальдорофской системами обучения
вальдорфский обучение познавательный интерес По данным методики Г.Н.Казанцевой были установлены следующие результаты: Раздел I. Любимые предметы 3б 3в 1.Физкультура (22ответа) 2.ИЗО (16 ответов) 3. Математика (14 ответов) 1. Математика (12 ответов) 2. Физкультура (10 ответов) 3. Окружающий мир (8 о ...
Особенности управления
начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на ФГОС
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок ...
Способы конструирования и структурирования содержания образования
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части ...