Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования.
Задачи:
1) развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
2) формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
3) способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
На основании анализа научных работ мы составили модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей (табл. 2.7.).
Таблица 2.7
Модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей
Цель – личностное и профессиональное самосовершенствование | ||||||||||||||
Функции профессиональная самообразовательная деятельность | ||||||||||||||
Дополняет, углубляет, уточняет и расширяет профессиональное образование |
Способствует формированию стиля профессиональной деятельности |
Обеспечивает осмысление передового педагогического опыта и собственной профессиональной деятельности |
Направленно на самопознание и самосовершенствование | |||||||||||
Компоненты | ||||||||||||||
Мотивационный – осознание личностной и общественной значимости непрерывного самообразования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности. |
Нравственно-волевой – положительное отношение к процессу самообразования, любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность. |
Когнитивный – общеобразовательные и профессиональные знания и умения их применять. | ||||||||||||
Организационный – умение планировать время и работу, умение перестраивать систему деятельности, умение работать в библиотеке, быстро ориентироваться в современной классификации источников, вландение приемами различной фиксации прочитанного. |
Процессуальный – умение ставить и решать познавательные задачи, самостоятельность, оперативность, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, обобщениям, креативность, умение слушать, умение выделять и усваивать определенное содержание, умение контроля и самоконтроля. | |||||||||||||
Коммуникативный – умение взаимодействовать с детским и педагогическим коллективами. |
Рефлексивный – комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности. | |||||||||||||
Виды профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Фоновое общеобразовательное |
Фоновое педагогическое |
Перспективное педагогическое |
Актуальное педагогическое | |||||||||||
Формы профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Организованные – курсы, система повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения. |
Самостоятельное – самообучение, исследовательская работа. | |||||||||||||
Источники профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Общеобразовательная и специальная литература, периодические издания, средства массовой информации, изучение передового педагогического опыта, экскурсии, семинары, общение, тренинги. | ||||||||||||||
Уровни профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||||||||||||
Результат профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Профессиональная компетентность |
Высокий общекультурный уровень |
Повышение результативности педагогической деятельности |
Повышение уровня педагогического мастерства и творческого отношения к профессиональной деятельности | |||||||||||
Проблема
выпадения глухонемого ребенка из коллектива
Сама по себе глухота могла бы и не быть таким тяжким препятствием на пути интеллектуального развития глухонемого ребенка, но вызываемая ею немота, отсутствие речи является величайшим препятствием на этом пути. Отсутствие речи у глухонемого ребенка, затрудняя его полноценное общение в коллективе, вы ...
Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...
Исполнительская реализация музыкальной выразительности
Фортепианные произведения композиторов, предназначенные для исполнения детьми, раскрывают область чувств и мыслей человека. Проникновение в эту область дается не всегда легко, просто и быстро. Внимание исполнителей и слушателей распыляется сложностью музыкального языка, пианистических приемов. Для ...