Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе

Страница 5

Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то' у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять в пересказах, рассказах, сочинениях эпитеты, в том числе собственные (разумеется, не всегда удачные).

Во II и III классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо им знакомом предмете, например о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Учащимся предлагается также дать определения птицам, растениям.

Выбор определений сам по себе полезен, так как развивает наблюдательность, образное мышление.

Работа над эпитетами связывается и с грамматическими темами, особенно с именем прилагательным. Учащиеся убеждаются в богатейших выразительных возможностях этой части речи [27.].

Так же как и над эпитетами во 2 классе начинается работа над образными сравнениями. Они встречается и в стихах, и в прозе. Так, в рассказе В. Осеевой «Сыновья» пение мальчика сравнивается с пением соловья: поет, как соловей. Казалось бы, этот образ доступен каждому: поет, как соловей, значит, очень хорошо поет. Но нельзя забывать, что далеко не все дети слышали пение соловья. Следовательно, есть опасность, что этот образ детьми будет усвоен формально, как языковой штамп, употребляемый в определенных ситуациях. Поэтому для знакомства со сравнением желательно взять такие примеры, где предмет, с которым сравнивается что-то, хорошо знаком детям. Так, в рассказе Г. Скребицкого «На лесной полянке зимой» говорится: На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Сравнение снежного покрова с одеялом не только повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста, но и углубляет его понимание детьми.

Сравнения встречаются довольно часто, и обращаться к ним следует периодически, разнообразя работу. Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются такие задания: «Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку . На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите». Дети сравнивают снег с легкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях.

Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое их сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину [27].

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младшего школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru