Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе

Страница 4

Объяснение метафор (без термина) начинается в I классе. Дети читают стихотворение А. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

В этом стихотворении много, метафор. Зима наделена способностью дышать, выть, идти. Явления зимней природы названы проказами матушки-зимы.

В работе над метафорой открываются блестящие возможности для словесного и живописного рисунка.

Часто метафора окрашена юмором, например: Черный Ивашка — деревянная рубашка. Где носом проведет — там заметку кладет. Черный Ивашка — это карандаш. Он олицетворен. Эта загадка-шутка возбуждает эмоции, развивает как образное, так и логическое мышление, дает материал для рисования. Дети рисуют карандаш с глазами, ушами, руками и ногами [27]

е) Эпитеты и образные сравнения.

Особую роль среди изобразительно-выразительных средств играют эпитеты.

Эпитет — это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Например: Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами. Слово кудрявый, применяемое в обычном значении к вьющимся волосам человека, здесь помогает писателю образнее, эмоциональнее обрисовать пышный, веселый, густой куст можжевельника.

Чаще всего эпитет — прилагательное, но он может быть выражен именем существительным:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

(А. Пушкин.)

лексический запас русский язык

Или наречием:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин.)

Не следует любое определение считать эпитетом. Так, в последнем примере определение зимней эпитетом не является: оно просто обозначает время года и не несет в себе скрытого, образного, иносказательного значения. Следующее за ним определение скучной — эпитет, так как в прямом значении это слово может быть применено лишь к живому существу, к человеку, для характеристики его настроения.

Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. В стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый» эпитеты снег пушистый и темный лес могут быть объяснены так: «Снег назван пушистым потому, что он легкий, как пух, снежинки в воздухе кружатся, медленно опускаются на землю»; «В лесу темнее, чем в поле, издали лес кажется темным, зимой лес на белом снегу тоже кажется темным».

Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Так, в рассказе Г. Скребицкого «Первый снег» к слову снежинки дан эпитет мохнатые. Возникают вопросы: почему Г. Скребицкий называет снежинки «мохнатые», а И. Суриков называет снег «пушистый»? Какая разница между словами пушистый и мохнатый? Кто рассматривал снежинку? Какая она? Как вы понимаете выражение снег пошел хлопьями? И т. д.

Если в I классе учащиеся просто объясняют эпитеты (без употребления термина), то во II и III классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Функции знаний
Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как с ...

Электроактивные материалы, их роль и место в практической деятельности
К электроактивным материалам, вообще говоря в последнее время относятся органические, неорганические и композиционные на их основе материалы обладающие рядом специфических свойств. В настоящей работе, мы будем рассматривать из этого набора свойств пьезоэлектрические свойства и пироэлектрические сво ...

Содержание воспитания как основное средство реализации воспитания
Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Известно, что цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности. Термин всестороннее воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т.д. Все ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru