Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе

Страница 3

Знакомство с фразеологией происходит также в процессе внеклассной работы учащихся, в различных викторинах, играх.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделять серьезное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая пересказ или рассказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы.

Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы — исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора и письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т. е. входят в детское употребление.

д) Работа с метафорой

В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:

Запылали алым цветом Кисти спелые рябин . Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки.

(М. Исаковский. Ветер.)

Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы: поэт хочет сказать, что поверхность реки станет спокойной, гладкой, как зеркало, и в ней отразятся звезды; что созревшая рябина издалека заметна сквозь поредевшую листву, такая же яркая, как пламя. Метафора — один из самых действенных, активных тропов.

Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто — людям, например:

Осторожно ветер Пожурил за что-то .

Из калитки вышел, Воробьев знакомых

Постучал в окошко, И, расправив бодро

Пробежал по Молодые крылья,

крыше; Полетел куда-то

Поиграл немного Вперегонку с

Ветками черемух, с пылью.

(М. Исаковский. Ветер,)

Ветер здесь веселый озорник. Олицетворение часто встречается в сказках, загадках, в детской речи.

Метафорой может быть одно слово и целая картина. Наиболее развернутая метафора - эта аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, в баснях, где действуют обычно животные.

Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» — такие выражения часты в речи дошкольников. В I классе они тоже нередки, хотя здесь уже заметен процесс освобождения языка детей от метафор, олицетворений. Дети становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.

Вряд ли следует бороться против этого закономерного, естественного процесса. Однако сохранить умения, связанные с употреблением метафор, создать элементарную теоретическую основу, показать роль метафор в поэтическом языке — в этом и состоит задана школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...

Расчёт количества теплоты. Удельная теплоёмкость
Количество теплоты (Q) — энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче. Количество теплоты является одной из основных термодинамических величин. Количество теплоты является функцией процесса, а не функцией состояния, то есть количество теплоты, полученное системой, зависит от способа, ...

Задача о вычислении массы тела
Пусть дано некоторое тело (V), заполненное массами, и в каждой его точке M(x, y, z) известна плотность распределение ρ = ρ(M)=ρ(x, y, z) этих масс. Требуется определить всю массу m тела. Для решения этой задачи разложим тело (V) на ряд частей: (V1), (V2), … , (Vn) и выберем в предела ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru