Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе

Страница 2

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т. е. использование в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Во 2 классе уже идет непосредственная работа с синонимами и вводится понятие синонима.

б) Работа над антонимами.

Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы: Так работа уже ведется в 1 классе.

Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя. Не случайно так много пословиц построено на антонимах (например: Земелька черная, а хлебец белый родит), а народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Связь синонимии и антонимии — один из принципов словарной работы.

Младшие школьники часто смешивают сходные слова войти и зайти, надеть и одеть, рыбный и рыбий и т. п.

Работа над такими смешиваемыми словами — это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то («одеть маленькую девочку и повести ее гулять»), а надеть можно что-то (пальто, пиджак, шапку). Войти в комнату — без указания на продолжительность пребывания, а зайти — на короткое время (Петя зашел к товарищу). Зайти можно также за что-то: зашел за угол.

в) Многозначность слова и омонимы.

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в до­школьном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается добродушное детское лукавство).

Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на основе пословиц, крылатых выражений. От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса ., Не хочет косой косить, косой говорит: «Коса коса».

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса ., Не хочет косой косить косойг говорит: «Коса коса».

г) Фразеология

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т. е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснение фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы.

В I—IV классах встречается очень много фразеологических единиц — в баснях, в народных сказках, в стихотворениях и других художественных произведениях и идет непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Персонал детского дошкольного учреждения и требования к его квалификации
Необходимо ясное понимание сотрудниками своих должностных обязанностей и четкого распределения ответственности. Каждый работник выполняет, как правило, определенный круг работ. Тщательная разработка для каждого сотрудника должностных инструкций позволяет: q рационально распределить функциональные о ...

Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...

Дидактические игры как средство формирования словаря у детей раннего возраста
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru