Констатирующий эксперимент. Обследование уровня сформированности словаря у детей

Новое образование » Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений » Констатирующий эксперимент. Обследование уровня сформированности словаря у детей

Страница 1

Исследование проводилось в детском саду №6 «Солнышко» п. Вербилки, Московской области. Оно длилось 5 месяцев. Во время констатирующего эксперимента дети были в возрасте двух с половиной лет, а во время контрольного обследования им было около трёх лет.

За основу мы взяли задачи формирования словаря у детей 2-3 лет, описанных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой.

В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления» для детей от 1 до 3 лет». Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком.

Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке?, Какого цвета?, Для чего нужно?, Что делает девочка?, Из каких частей состоит?»

Выявление пассивного словаря, т.е. понимание речи, в ходе диагностической беседы:

- понимание словосочетаний, состоящих из одной части (возьми игрушку, закрой глаза…)

- действий: «Покажи, где: стоит, бежит, прыгает, плавает, одевается, причёсывается, гладит, подметает, рисует, плачет…»

- признаков: «Покажи, где: большой, красный, горячий, грязный…»

- категорий состояния: «Покажи, где: холодно, тепло, далеко, близко, высоко, низко, быстро, медленно, тепло, светло».

- Род-вид: «Покажи, где:

овощи – огурец, капуста, картошка…

фрукты – яблоко, банан, апельсин…

животные – корова, петух, заяц…

мебель – кровать, стол, Стул…

посуда – чашка, тарелка, кастрюля…

одежда – платье, рубашка, шорты…

игрушки – кукла, машинка, мячик…

инструменты – совочек, ведро, лейка…

транспорт – машина, автобус, поезд…»

- часть – целое: «Покажи, где: у машины колёса, кабина, кузов;

у дома окно, дверь, крыша, труба;

у дерева ствол, ветви, листочки».

А также проводились наблюдения за словарём детей в процессе режимных моментов, бытовой деятельности (снять шорты, вытереть руки полотенцем, рот - салфеткой, принеси расчёску…), занятий ( взять колечко - одеть на стержень, открыть – закрыть коробочку…), игр ( найди красный кубик…)

Результаты наблюдений и диагностики были занесены в таблицу №1.

Критерии сформированности словаря:

Высокий уровень– 75 – 100%. Самостоятельно выполняет задание.

Средний – 40 – 75%. Справляется с помощью взрослого.

Низкий – до 40%. Невыполнение задания.

Показатели сформированности словаря:

Высокий уровень – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.

Средний – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; Называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.

Низкий – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; не называют их месторасположение; не называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.

По результатам одной диагностики можно сделать вывод о состоянии словаря. Из десяти обследованных детей один ребёнок отстаёт в развитии словаря; восемь детей – показали средний уровень сформированности словаря; и один ребёнок – показал высокий уровень сформированности словаря.

Проанализировав таблицу №1, мы увидели, что пассивный словарь исследованных детей составляют следующие слова:

1. Существительные:

Блюдце, сковородка, пианино, апельсин, лимон, слива, вишня, горох, редис, репа, тыква, скорая помощь, пожарная машина, повар, врач, парикмахер, дворник, лето, весна, осень, телёнок, ягнёнок, гусёнок, стрекоза, кузнечик, простыня, кузов, кабина, ствол, ветви;

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Задачи воспитания в семье
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. В перв ...

Подготовка учителя к уроку ОБЖ
Предварительный этап подготовки к уроку В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку - предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательнос ...

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает: o учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.), o учреждения и сл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru