Условные обозначения таблицы 2:
П.П.О. – правильный полный ответ;
П.Н.О. – правильный неполный ответ;
Н.П.О. – неправильный ответ;
Н.О. – нет ответа.
Абсолютное – количество человек;
Относительное – количество человек в процентах.
Таблица 3 – Средний балл на этапе констатирующего эксперимента
|
Средний балл (Х) |
Средний приведенный балл (Х) |
Экспериментальный |
2,8 |
(2,53) |
Контрольный |
2,78 |
(2,53) |
Таким образом, данные таблицы 2 и таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что у школьников преобладает достаточно низкий уровень знаний краеведческого характера.
Вместе с тем, исходя из понимания сущности учебно-воспитательного процесса, как взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, необходимо было выявить и уровень теоретико-методической подготовки и готовности учителя-предметника к реализации краеведческого материала в предметном обучении (по ОБЖ).
Поэтому на констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование учителей. Мы проанализировали шесть анкет учителей, преподающих естественнонаучные учебные предметы в средних школах г. Южно-Сахалинска.
Анкета включала следующие вопросы:
Что Вы понимаете под «краеведением»?
Используете ли Вы задания краеведческого характера на уроках по учебному предмету?
регулярно;
редко;
не использую.
Чем Вы руководствуетесь в процессе своей деятельности?
Считаете ли Вы необходимым использование краеведческого материала на уроках?
Какие методы, формы организации учебно-познавательной работы Вы используете при внедрении материала краеведческого характера?
работа с научно-популярной литературой;
использование материалов из средств массовой информации;
экскурсии в краеведческий музей;
использование дидактических карточек-заданий;
самостоятельные работы при закреплении полученных учащимися на уроках знаний;
решение познавательных задач;
специально составляю дополнительные задания.
С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе организации учебно-познавательной работы учащихся при реализации на уроках по учебному предмету краеведческого материала?
никаких трудностей не испытываю;
отсутствие методических пособий по вопросам проведения учебно-воспитательной работы;
загруженность учителя;
слабая материально-техническая база кабинета по учебному предмету;
нехватка опыта в организации работ краеведческого характера;
другое.
Определите роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников (таблица 4):
Таблица 4
Роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников
Элементы содержания ответов |
В большей степени |
В меньшей степени |
Не способствует |
формирование предметных понятий; | |||
развитие творческого потенциала школьника; | |||
повышение качества знаний учащихся по учебному предмету и краеведению; | |||
в определении будущей профессии; | |||
развитие познавательного интереса к предмету; | |||
изучение широкого круга экологических проблем и чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области |
Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего
дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального ...
Безопасность жизнедеятельности
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера. Современное общество разви ...
Основные пути и средства формирования мировоззрения школьтников
Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящ ...