Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов

Страница 5

Данные таблицы 8 свидетельствуют о более высоком уровне формирования знаний краеведческого характера у школьников в экспериментальном классе.

По результатам этих работ мы высчитали средний балл (Х), в экспериментальном классе он выше (3 балла) чем в контрольном классе (2,8).

Среднее квадратичное отклонение на этом этапе составило: в экспериментальном классе – 0,26, в контрольном классе – 0,16. Исходя из представленных данных, мы получили средний приведенный балл (Х): Хэ > Хк. Сравнительные результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Сравнительные результаты педагогического эксперимента

Класс

Средний балл (Х)

Средний приведенный балл (Х)

Экспериментальный

3

2,74

Контрольный

2,8

2,54

Графические результаты анализа представлены на рисунке 2.

Рис. 2 – Уровень знаний краеведческого характера на формирующем (заключительном) этапе эксперимента

Таким образом, данные таблиц 8 и 9 позволяют говорить об эффективности разработанной нами методики реализации системы заданий краеведческого характера на уроках по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определяет необходимость реализации приоритетного направления развития современной школы по пути гуманистической направленности обучения, при которой ведущее место занимает личностный подход к каждому школьнику. Он предполагает учет потребностей, интересов и склонностей обучающихся, направлен на обучение, воспитание и развитие личности каждого школьника.

Исследование истории методики предметного обучения разных дисциплин свидетельствует о реальных и достаточных предпосылках реализации краеведческого подхода на уроках предметного обучения, в том числе и на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.

Изучение проблемы реализации краеведческого подхода дало возможность выявить основные группы знаний и умений краеведческого характера. К таковым группам относятся:

знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;

знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае;

знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;

знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края.

В проведенном педагогическом эксперименте обобщены и смоделированы самостоятельно различные варианты системы заданий краеведческого характера.

Результаты констатирующего этапа показали, что учащиеся располагают достаточно низким уровнем знаний краеведческого характера.

Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учителей и учащихся подтвердили необходимость школьной практики в научно-обоснованной методике реализации заданий краеведческого содержания в разделе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса.

В ходе педагогического эксперимента были определены следующие методические условия обеспечения эффективности процесса обучения: последовательное, поэтапное развитие знаний краеведческого содержания, их взаимосвязь с системой понятий и умений раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса; актуализация самостоятельной деятельности учащихся по поиску информации краеведческого характера.

Исследование эффективности проведенного эксперимента показало изменение уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний в сторону их увеличения.

Следовательно, поставленную цель мы выполнили – экспериментально подтвердили повышение эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности школьника путем разработки и внедрения в него системы заданий краеведческого характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Преимущества использования ИКТ
В процессе проведения исследования по данной проблеме были выявлены преимущества использования ИКТ: 1. индивидуализация обучения; 2. интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. рост объема выполненных на уроке заданий; 4. расширение информационных потоков при использовании Internet. 5. повыш ...

Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
В дидактических и методических работах нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Учеными по-разному трактуется сущность самостоятельной работы, ее структура и роль педагога в организации этой работы. Разные авторы выделяют в качестве главных те или иные признаки и структурные з ...

Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников
познавательный учащийся исторический гражданский право В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru