Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения во 2 классе

Новое образование » Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения во 2 классе

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Исходя из этого, проблема формирования умений самостоятельной учебной работы является одной из наиболее актуальных, поскольку она определяет эффективность учебного процесса.

В 80-90-е годы ХХ века произошли значительные изменения в системе начального образования: изменилась его цель, а вместе с новой целью, ориентирующей на развитие личности ребенка, гуманизацию образования, претерпело и претерпевает изменения содержание обучения. Оно не может более ограничиваться только тремя известными компонентами - знаниями, умениями и навыками.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Образование отдалено от реальных потребностей жизни, которые требуют улучшения подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, формирование таких способов деятельности, которые позволяют эффективно решать производственные, культурные и социальные проблемы. Модернизация образования, в том начального, связывается с созданием механизма ее соответствия социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества и государства.

В педагогической науке основу обучения составляет принцип гуманизации и демократизации обучения, но в реальной школе ведущим остается авторитарный стиль преподавания, то есть учащиеся получают практически все знания основ наук в готовом виде, и почти никогда не могут осуществить самостоятельную познавательную деятельность.

Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Как сказал известный теоретик В.А. Сухомлинский: «…школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой».

Самостоятельность, самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности. Действительно, суть самодеятельности следует искать в семантике слов – “сам делаю, собственно моя деятельность”. Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, а самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности и развитию самостоятельности возраст 6–9 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития этот возраст является сензитивным для развития самодеятельности и самостоятельности.

Необходимо, чтобы ребенок с малых лет понимал, что все достигается трудом, что нет легких путей. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, учителю очень важно его увлечь: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, еще в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить, применять знания в практической деятельности.

Мы живем сегодня в современном информационном обществе, обществе знаний. Согласно прогнозам, количество информации удваивается каждые пять лет. В связи с изменившимися тенденциями в мировой педагогике, новая школа активно формирует и развивает способности учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний.

Согласно учебной программе Казахстана «Литературное чтение» основными целями изучения литературы в начальной школе является знакомство учащихся с произведениями мирового фольклора и мировой детской литературы; формирование гражданской и нравственной позиции, личностного отношения к окружающей действительности; эстетическое воспитание; развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления, служащих основой для собственного литературного творчества учащихся; формирование элементарных представлений по теории литературы.

В Инструктивно-методическом письме Министерства образования РК «Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год» говорится о Концепции обновления современной казахстанской школы. Формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

В педагогической и методической литературе проблема самостоятельной деятельности учащихся разработана достаточно глубоко. Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся дает в своих исследованиях Б.П. Есипова, В.К. Буряк, где многие положения получили заслуженное признание среди учителей и педагогов-теоретиков.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Эту проблему рассматривают в своих книгах Н.С. Рождественский, В.И. Яковлева, Н.Г. Казанский, Т. С.Назарова.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Работа над художественным произведением в начальных классах - это область элементарного анализа. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить событийную сторону произведения, но и почувствовать его художественное своеобразие.

Проблеме формирования умений самостоятельной учебной на уроках литературного чтения младших школьников работы посвящены публикации И.Л. Гаркуновой, М.И. Омороковой, Е.В. Дьячковой, Т.С. Голубевой, К.Т. Голенкиной, З.Д. Кочаровской, Т.С. Пичеоол.

Однако вопросы формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников на уроках литературного чтения относятся к недостаточно изученными.

На основании анализа соответствующей литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется необходимостью преодоления противоречия между возрастающей потребностью в повышении уровня самостоятельности младших школьников в учебной деятельности и недостаточной теоретико-практической разработкой педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития данного личностного качества у учащихся начальной школы.

Вышеизложенное обусловило тему исследования: «Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения во 2 классе».

Цель исследования: изучить теоретические вопросы организации самостоятельной работы младших школьников и экспериментально проверить педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития самостоятельности младших школьников дидактическими средствами.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: процесс развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности и её роль в повышении эффективности преподавания предмета «Литературное чтение».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования. Определить содержание и структуру самостоятельной учебной работы.

2. Проанализировать и оценить уровень разработанности вопроса формирования самостоятельной учебной работы на уроках литературного чтения.

3. Выявить возрастные особенности учащихся при проведении самостоятельных работ по окружающему миру.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса разработок самостоятельных работ для уроков «Литературное чтение».

5. Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по литературному чтению на начальном этапе обучения.

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru