Начальное обучение является фундаментом образования. От того, насколько прочно заложены основы первоначального обучения, зависит дальнейшее формирование знаний и умений в средних классах школы. И не только содержание обучения в начальных классах является подготовительным курсом к основам наук, вся система преподавания, организация и методы работы учителя младших классов определяют дальнейшее развитие ученика в связи с его возрастающими возможностями. Все это обязывает учителей начальных классов работать в перспективном плане, с учетом требований, поставленных перед советской школой в целом, а учителям старших классов хорошо знать объем знаний младших школьников, чтобы осуществлять преемственные связи в последующем обучении и развитии учащихся.
Основным недостатком преподавания русского языка и литературы в начальных классах следует считать чрезмерное увлечение словесными методами. В результате этого развитие школьников проходит односторонне: развивается словесно-логическое мышление, а свойства личности, снизанные с непосредственным восприятием окружающего мира и практическими действиями, не совершенствуются. Профессор Занков пишет: «Сложившиеся способы обучения детей в начальных классах таковы, что они неизбежно порождают вербализм, то есть оперирование словами, которые не связаны в сознании ребенка с конкретными представлениями».
Преобладанием словесного метода преподавания можно объяснить разрыв между знаниями и навыками учащихся. Учащиеся знают, например, правила правописания, однако, пишут неграмотно, то есть их знания пассивны. Воспитывать у учащихся активность и самостоятельность в овладении знаниями - это значит воспитывать активный интерес к знанию, воспитывать способность управлять своим вниманием, готовность к усилию мысли, к упорному труду, к умению анализировать учебный материал, сравнивать его с ранее изученным, формировать умения самостоятельно применять полученные знания в любых жизненных условиях.
Работая в условиях новой школы, учителю необходимо критически отнестись к существующей практике обучения. Все лучшее из опыта работы учителей, накопленное за время существования советской школы, нужно сохранить, некоторые общепризнанные методы и приемы пересмотреть в плане их усовершенствования, подумать о наиболее рациональном сочетании разнообразных методических приемов, о большем оснащении преподавания наглядным и дидактическим материалом.
Обучение должно проводиться так, чтобы каждый урок обогащал учащихся, расширял их знания и вооружал умением трудиться.
К.Д. Ушинский писал: « .именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества».
Практика школьной работы доказала, что однообразие в методах обучения понижает интерес учащихся к знаниям, ослабляет их внимание, ухудшает процесс усвоения. К.Д. Ушинский писал о том, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных усилий и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли бы участие в акте восприятия. Иначе говоря, обучение русскому языку должно строиться так, чтобы на уроках сменялись различные виды учебной деятельности: слушание, наблюдение, изложение, письмо. Каждый из этих видов содержит большие возможности для развития активности учащихся, однако, увлечение каким-нибудь одним из них или только некоторыми может вызвать однообразие и, следовательно, утомление. Особенно важно это учитывать при работе с учащимися младшего школьного возраста.
Выявление состояния письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи на третьем году обучения
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление состояния письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на третьем году обучения. Исследование проводилось в мае. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобр ...
Экспериментальное исследование состояния предпосылок и навыков процесса
чтения у учащихся 1 класса
Актуальность и значимость проблемы, нарушения навыков чтения, проанализированное в первой главе, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Выявление степени риска возникновения дислексических расстройств у детей. Выявление особенностей речевого развития. В качестве ...
Современные тенденции: пути формирования экологической культуры
Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гр ...