Проблемы организация самостоятельной работы и ее задачи

Страница 1

Начальное обучение является фундаментом образования. От того, насколько прочно заложены основы первоначального обучения, зависит дальнейшее формирование знаний и умений в средних классах школы. И не только содержание обучения в начальных классах является подготовительным курсом к основам наук, вся система преподавания, организация и методы работы учителя младших классов определяют дальнейшее развитие ученика в связи с его возрастающими возможностями. Все это обязывает учителей начальных классов работать в перспективном плане, с учетом требований, поставленных перед советской школой в целом, а учителям старших классов хорошо знать объем знаний младших школьников, чтобы осуществлять преемственные связи в последующем обучении и развитии учащихся.

Основным недостатком преподавания русского языка и литературы в начальных классах следует считать чрезмерное увлечение словесными методами. В результате этого развитие школьников проходит односторонне: развивается словесно-логическое мышление, а свойства личности, снизанные с непосредственным восприятием окружающего мира и практическими действиями, не совершенствуются. Профессор Занков пишет: «Сложившиеся способы обучения детей в начальных классах таковы, что они неизбежно порождают вербализм, то есть оперирование словами, которые не связаны в сознании ребенка с конкретными представлениями».

Преобладанием словесного метода преподавания можно объяснить разрыв между знаниями и навыками учащихся. Учащиеся знают, например, правила правописания, однако, пишут неграмотно, то есть их знания пассивны. Воспитывать у учащихся активность и самостоятельность в овладении знаниями - это значит воспитывать активный интерес к знанию, воспитывать способность управлять своим вниманием, готовность к усилию мысли, к упорному труду, к умению анализировать учебный материал, сравнивать его с ранее изученным, формировать умения самостоятельно применять полученные знания в любых жизненных условиях.

Работая в условиях новой школы, учителю необходимо критически отнестись к существующей практике обучения. Все лучшее из опыта работы учителей, накопленное за время существования советской школы, нужно сохранить, некоторые общепризнанные методы и приемы пересмотреть в плане их усовершенствования, подумать о наиболее рациональном сочетании разнообразных методических приемов, о большем оснащении преподавания наглядным и дидактическим материалом.

Обучение должно проводиться так, чтобы каждый урок обогащал учащихся, расширял их знания и вооружал умением трудиться.

К.Д. Ушинский писал: « .именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества».

Практика школьной работы доказала, что однообразие в методах обучения понижает интерес учащихся к знаниям, ослабляет их внимание, ухудшает процесс усвоения. К.Д. Ушинский писал о том, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных усилий и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли бы участие в акте восприятия. Иначе говоря, обучение русскому языку должно строиться так, чтобы на уроках сменялись различные виды учебной деятельности: слушание, наблюдение, изложение, письмо. Каждый из этих видов содержит большие возможности для развития активности учащихся, однако, увлечение каким-нибудь одним из них или только некоторыми может вызвать однообразие и, следовательно, утомление. Особенно важно это учитывать при работе с учащимися младшего школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Использование экологических знаний при изучении темы «Кальций и его соединения
Бесспорно, что сегодня образованному человеку не обойтись без экологических знаний. В общеобразовательных учреждениях проблема решается введением дисциплины «Экология». В случае, когда это невозможно, вопрос решается через экологизацию школьных дисциплин. На уроках химии учитель поднимает многие эк ...

Семья и её влияние на развитие детей дошкольного возраста
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...

Формы и содержание работы с семьей
Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки. Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно. На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые усло ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru