Специфика уроков литературного чтения. Почему именно предмет называется литературным чтением

Страница 1

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Её суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно мотивированной деятельности создает, творит свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которое ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений мировой классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа и человечества в силу особенностей предмета. Литература, с одной стороны, является частью Культуры, которая сохраняет и транслирует нравственные ценности, выработанные человечеством и народом, а с другой стороны – это вид искусства, в освоении которого участвуют и ум, и чувства, и воображение, а значит, у читателя имеются все предпосылки для глубокого и личностного восприятия этих ценностей.

Но традиционные уроки чтения, цели которых ограничивались задачами формирования достаточного уровня беглости, а работа над художественными текстами – пересказом и составлением плана, не могут обеспечить решение образовательных задач. Поэтому уроки чтения сегодня меняются и становятся уроками литературного чтения.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника - «Литературное чтение». Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Функциональные электроактивные материалы в содержании учебного процесса магистратуры ХФ
Данная глава посвящена рассмотрению роли и места таких интересных в практическом отношении и широко востребованных в настоящее время электроактивных материалов содержании обучения студентов и магистрантов ХФ. Первая часть главы относится к собственно электроактивным материалам, их значению в практи ...

Исследование спроса на услугу проектируемого детского дошкольного учреждения
Условия современного рынка образовательных услуг (быстроизменяющаяся внешняя среда, конкурентная борьба, высокая степень предъявляемых требований и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу и своевременного реагирования. Упрощенно процесс стратегического планирования можно ...

Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного обучения
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель — ученик» в последнее время получил назва ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru