Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития (Занина, 2003). В целом исследовательская работа способствует становлению профессиональной компетентности будущего специалиста.
Основными задачами организации и развития системы НИРС (научно-исследовательской работы студентов) являются:
обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;
создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;
формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
повышение массовости и эффективности НИРС в университете путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, НИРС включает в себя два взаимосвязанных элемента: овладение студентами элементами и методами исследовательского труда и собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.
Важен творческий подход к выполнению научных исследований. Студенту дается возможность самостоятельно составлять план исследований, подбирать необходимую аппаратуру, проводить эксперимент, выполнять статистическую обработку и анализ его результатов, оформлять отчет. Учебно-научные семинары следует организовывать таким образом, чтобы в течение семестра каждый студент мог выступить с научным докладом или сообщением, посвященным итогам выполненного исследования.
Игра как фактор педагогического воздействия
Игра теснейшем образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, котор ...
Система управления МОУ
«НОШ № 6» в условиях внедрения и реализации ФГОС
В процессе анализа требований ФГОС к условиям реализации ООП мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МОУ «НОШ №6». В 2010-2011 учебном году в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В 2011-2012 учебно ...
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад. В н ...