Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития (Занина, 2003). В целом исследовательская работа способствует становлению профессиональной компетентности будущего специалиста.
Основными задачами организации и развития системы НИРС (научно-исследовательской работы студентов) являются:
обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;
создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;
формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
повышение массовости и эффективности НИРС в университете путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, НИРС включает в себя два взаимосвязанных элемента: овладение студентами элементами и методами исследовательского труда и собственно научные исследования, проводимые под руководством преподавателей.
Важен творческий подход к выполнению научных исследований. Студенту дается возможность самостоятельно составлять план исследований, подбирать необходимую аппаратуру, проводить эксперимент, выполнять статистическую обработку и анализ его результатов, оформлять отчет. Учебно-научные семинары следует организовывать таким образом, чтобы в течение семестра каждый студент мог выступить с научным докладом или сообщением, посвященным итогам выполненного исследования.
Система внеурочной работы и организация
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: выявление ...
Особенности формирования словаря у детей раннего возраста
На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах ( названия транспор ...
Формирование двигательной активности детей 2-3 лет через использование нестандартного физкультурного оборудования
В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к сни ...