Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки, а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.
Урок по теме «Кальций и его соединения» в 9-х классах средней общеобразовательной школы с. Карасу
Цель урока:
познакомить учащихся с новым элементом – кальцием, ознакомить с его положением в периодической системе Д.И. Менделеева, рассмотреть важнейшие природные соединения и области их применения. Рассмотреть способы получения соединений кальция в промышленности, дать определение следующих понятий: жесткость воды, карбонатная и некарбонатная жесткость, изучить способы устранения жесткости воды.
Задачи обучения:
сформировать представление об одном из биогенных элементов – кальции, расширить представление о способах получения, свойствах и способах получения и применения различных соединений кальция в промышленности.
Задачи развития:
развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с табличными данными и т.д.
Задачи воспитания:
продолжить химическое образование школьников.
Ход урока
I.
Организационный момент (1–2 мин.)
–
посадка детей;
– проверка принадлежностей;
– отметка отсутствующих и т.д.
II
.
Опрос домашнего задания (10 мин.)
1.
Вспомните, какое место занимает кальций в периодической системе Д.И. Менделеева?
2.
Какую степень окисления проявляют кальций и магний? Почему?
3.
Известна ли вам роль кальция в организме человека и живых существ?
III
.
Изучение нового материала (20 мин.)
1. Характеристика магния и кальция. Соединения кальция
Таблица 1. Схема строения атомов магния и кальция
Химический знак |
Размещение электронов по энергетическим уровням |
Электронная формула |
Mg |
+12 Mg 2e-, 8e-, 2e- |
1s2 / 2s22p6 / 3s2 |
Ca |
+20 Ca 2e-, 8e-, 8e-, 2e- |
…3s23p63d0 / 4s2 |
Положение магния и кальция в периодической системе и строение их атомов.
Магний и кальций в периодической системе находятся в главной подгруппе группы. Схемы строения их атомов представлены в таблице. Как видно из схемы, последние два электрона у атомов магния и кальция расположены на наружном энергетическом уровне. Этим и объясняется, что магний и кальций во всех соединениях проявляют степень окисления +2.
2. Нахождение в природе.
Кальций обладает большой химической активностью, поэтому встречается в природе только в виде соединений (табл. 2) [14].
Название минерала |
Химическая формула (основной составной части) |
Важнейшие месторождения |
Известняк, мрамор |
CaCO3 |
Широко распространен |
Гипс |
CaSO4 ∙ 2 H2O |
Широко распространен |
Фосфорит |
Ca3 (PO4) 2 CaCO3 ∙ MgCO3 |
Широко распространен |
3. Получение.
Кальций получают путем электролиза его расплавленного хлорида.
4.
Физические свойства.
Кальций – металл серебристо-белого цвета, очень легкий (ρ = 1,55 г./см3), как и щелочные металлы, но несравненно тверже их и имеет гораздо более высокую температуру плавления, равную 851 0С.
5. Химические свойства.
Подобно щелочным металлам кальций является сильным восстановителем, что схематически можно изобразить так:
Соединения кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет. Как и щелочные металлы, металлический кальций обычно хранят под слоем керосина.
Дидактические игры и лексические упражнения - методы словарной работы
«Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребен ...
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической
теории и практики
Проблема эффективного взаимодействия с родителями стала особенно актуальной во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация, Санкт-Петербургское Педагогическое Собрание, начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семе ...
Мотивация и ее роль в изучении иностранного языка
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Изучение и правильное использование действующих мотивов, направ ...