Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе

Страница 9

Учебно-академический период.

Фаза 1 (охватывает в основном 1-й курс обучения в вузе). Для данной фазы характерны самая низкая академическая успеваемость и практически самые высокие показатели идентичности. Преобладают школьная идентичность и школьные формы учебной деятельности. Реальные проблемы профессионального развития маскируются состоянием эйфории, вызванной высоким уровнем самоуважения в связи с поступлением в вуз. Реальная ССПР осознается студентами слабо и фактически не принимается как руководство к действию.

Фаза 2 (2-й курс). Студент принимает реальную ССПР и скорее всего осознает необходимость изменения своей идентичности и способов учебной деятельности. Этому способствует кризис профессионального развития, который возникает в конце 1-го – начале 2-го курса и свидетельствует об осознании студентами реальных противоречий развития данного периода. Внимание студентов обращено на совершенствование самого себя, что и объясняет невысокую успеваемость и обученность, которая ниже, чем на 1-м курсе.

Фаза 3(3-й курс). Все требования ССПР учебно-академического периода студентами в основном реализуется, о чем свидетельствует резкий рост успеваемости и идентичности. Кризис профессионального развития завершается, студент обретает адекватную идентичность, у него формируется система учебно-академической деятельности, складывается соответствующая структура интеллекта. Можно считать, что 3-м курсе заканчивается формирование личности студента как субъекта учебно-академической деятельности .

Учебно-профессиональный период.

Фаза 1 (конец 3-го – 4-й курс). Происходит смена ССПР, но благодаря накопленному опыту и сильной обратной связи в ходе педагогической практики она осознается и принимается студентами достаточно быстро. Во время этой фазы студент переживает второй кризис профессионального развития, острота которого существенно зависит от степени преемственности фундаментальной и профессионально-методической подготовки. Студент вновь обращается к решению задач саморазвития, поиску элементов профессиональной идентичности, формированию системы профессиональной деятельности, перестройке фундаментальных знаний, встраиванию учебно-академической деятельности в структуру профессиональной и т.д. Резкое снижение успеваемости студентов является одним из главных показателей их направленности на саморазвитие.

Фаза 2 (5-й курс). Кризис профессионального развития завершается. У студентов складываются основы профессиональной идентичности, начинает профессионализироваться интеллект, формируется система учебно-профессиональной деятельности, которая в дальнейшем преобразуется в профессиональную. Вместе с тем происходит активация мотивации жизненного пути, которая способствует росту тревожности в связи с неопределенностью будущей профессиональной деятельности. Формируется профессиональная готовность, начинается внутренняя работа по подготовке к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Новые статьи:

Целеустремленность как нравственно-волевое качество личности старших дошкольников
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот доволь­но продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека раз­делен на два больших периода – ранний возраст и дошколь­ный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранн ...

Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru