Студент-первокурсник (как, впрочем, и любой другой человек, попадает в новую для него ситуацию) начинает свою студенческую жизнь с использования для решения новых образовательных задач старых, проверенных временем школьных способов учебной деятельности, причем использует их скорее всего механически, поскольку слабо осознает реальную ситуацию профессионального развития и фактически ее не принимает, т.е. она не является руководством к действию. https://ljuri.ru мужские оправы для очков оправы для очков мужские нижний новгород.
В ходе реализации школьного опыта студент сталкивается с определенными трудностями и достигает даже относительно невысоких учебных результатов путем высокого напряжения своих энергических возможностей. Именно низкая результативность обучения при высоких энергозатратах заставляет его задуматься о правильности, адекватности используемых им способов обучения и в конечном счете побуждает к поиску новых способов учебной деятельности, соответствующих требованиям высшей школы. Осознание такой необходимости приходит к студенту в конце 1-го – начале 2-го года обучения. Этот момент следует считать критическим, так как он связан с принятием студентом конкретной ситуации профессионального развития и началом нового этапа становления профессионала.
Невысокая успеваемость у студентов 2-го курса указывает на то, что в это время учебная деятельность фактически отсутствует (старые школьные ее формы отвергнуты, а новые еще не сформировались), и все внимание студента сосредоточено на выработке новых способов учебно-познавательной активности. Становление новой учебно-академической формы учебной деятельности завершается в конце 2-го курса, что и приводит к резкому скачку академической успеваемости и обученности на 3-м курсе.
На 4-м курсе социальная ситуация профессионального развития изменяется: из учебно-академической она превращается в учебно-профессиональную. Новая ситуация актуализируется в ходе педагогической практики, в рамках которой студент сталкивается не с учебно-познавательными, а с профессиональными задачами. Решая их, студент убеждается, что накопленные на 1-3-м курсах фундаментальные знания требуют преобразования в форму, удобную для передачи школьникам. Снижения академической успеваемости на 4-м курсе свидетельствует о том, что студент активно сосредоточен на преобразовании академических знаний, на включении их в качестве предметных в структуру профессиональной деятельности.
На 4-м курсе происходит дифференциация форм активности студента. С одной стороны, начинает складываться система профессионально-педагогической деятельности в форме учебно-профессиональной, а с другой – учебно-академическая деятельность меняет свою направленность: из средства накопления фундаментальных знаний она превращается в средство формирования профессиональной деятельности, окончательное становление которой происходит на стадии самостоятельной работы в школе.
Таким образом, можно выделить следующую последовательность становления системы профессионально-педагогической деятельности: школьная форма учебной деятельности – мораторий (выработка новых форм деятельности) – учебно-академическая форма деятельности - мораторий (выработка новых форм деятельности и смена ориентации) – учебно-профессиональная форма деятельности и учебно-академическая как средство ее формирования – профессиональная деятельность.
Становление профессиональной идентичности. Студент-первокурсник до определенного момента продолжает еще ощущать себя школьником, т.е. некоторое время является носителем школьной идентичности. Психологически это проявляется в том, что он поступил в вуз, не может осознать себя студентом , у него сохраняются школьные привычки, он оценивает все происходящее с позиции школьника, ему еще неуютно и непривычно в роли студента.
Осознавать архаичность и непродуктивность школьной идентичности студент начинает уже на 1-м курсе, чему способствует общение со старшекурсниками и более продвинутыми товарищами по группе, усвоение требований преподавателей вуза и другие средства вхождения в новую социальную роль. Преодоление школьной идентичности затрудняется из-за отсутствия у студента адекватной Я-концепции, реальных представлений о жизни и деятельности студенчества и т.д. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно преодолеть школьную идентичность и ощутить себя студентом. Становление студенческой идентичности в основном завершается к 3-му курсу, что с формирования системы профессиональной деятельности сопровождается ростом большинства самооценочных показателей, фиксацией социального статуса индивида в группе и стиля студенческой жизнедеятельности.
Культура здоровья
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием. Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы ...
Формирование двигательной активности детей 2-3 лет через использование нестандартного физкультурного оборудования
В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к сни ...
Методы и приемы рейтинговых
оценок
Теоретические и методологические корни оценки лежат в науке аксиологии (теории ценностей). Оставляя за рамками данной работы методологический анализ оценочного подхода остановимся на методической схеме рейтинговой оценки. Она базируется на содержании процесса оценивания, и ее основными элементами в ...