Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе

Страница 6

Студент-первокурсник (как, впрочем, и любой другой человек, попадает в новую для него ситуацию) начинает свою студенческую жизнь с использования для решения новых образовательных задач старых, проверенных временем школьных способов учебной деятельности, причем использует их скорее всего механически, поскольку слабо осознает реальную ситуацию профессионального развития и фактически ее не принимает, т.е. она не является руководством к действию.

В ходе реализации школьного опыта студент сталкивается с определенными трудностями и достигает даже относительно невысоких учебных результатов путем высокого напряжения своих энергических возможностей. Именно низкая результативность обучения при высоких энергозатратах заставляет его задуматься о правильности, адекватности используемых им способов обучения и в конечном счете побуждает к поиску новых способов учебной деятельности, соответствующих требованиям высшей школы. Осознание такой необходимости приходит к студенту в конце 1-го – начале 2-го года обучения. Этот момент следует считать критическим, так как он связан с принятием студентом конкретной ситуации профессионального развития и началом нового этапа становления профессионала.

Невысокая успеваемость у студентов 2-го курса указывает на то, что в это время учебная деятельность фактически отсутствует (старые школьные ее формы отвергнуты, а новые еще не сформировались), и все внимание студента сосредоточено на выработке новых способов учебно-познавательной активности. Становление новой учебно-академической формы учебной деятельности завершается в конце 2-го курса, что и приводит к резкому скачку академической успеваемости и обученности на 3-м курсе.

На 4-м курсе социальная ситуация профессионального развития изменяется: из учебно-академической она превращается в учебно-профессиональную. Новая ситуация актуализируется в ходе педагогической практики, в рамках которой студент сталкивается не с учебно-познавательными, а с профессиональными задачами. Решая их, студент убеждается, что накопленные на 1-3-м курсах фундаментальные знания требуют преобразования в форму, удобную для передачи школьникам. Снижения академической успеваемости на 4-м курсе свидетельствует о том, что студент активно сосредоточен на преобразовании академических знаний, на включении их в качестве предметных в структуру профессиональной деятельности.

На 4-м курсе происходит дифференциация форм активности студента. С одной стороны, начинает складываться система профессионально-педагогической деятельности в форме учебно-профессиональной, а с другой – учебно-академическая деятельность меняет свою направленность: из средства накопления фундаментальных знаний она превращается в средство формирования профессиональной деятельности, окончательное становление которой происходит на стадии самостоятельной работы в школе.

Таким образом, можно выделить следующую последовательность становления системы профессионально-педагогической деятельности: школьная форма учебной деятельности – мораторий (выработка новых форм деятельности) – учебно-академическая форма деятельности - мораторий (выработка новых форм деятельности и смена ориентации) – учебно-профессиональная форма деятельности и учебно-академическая как средство ее формирования – профессиональная деятельность.

Становление профессиональной идентичности. Студент-первокурсник до определенного момента продолжает еще ощущать себя школьником, т.е. некоторое время является носителем школьной идентичности. Психологически это проявляется в том, что он поступил в вуз, не может осознать себя студентом , у него сохраняются школьные привычки, он оценивает все происходящее с позиции школьника, ему еще неуютно и непривычно в роли студента.

Осознавать архаичность и непродуктивность школьной идентичности студент начинает уже на 1-м курсе, чему способствует общение со старшекурсниками и более продвинутыми товарищами по группе, усвоение требований преподавателей вуза и другие средства вхождения в новую социальную роль. Преодоление школьной идентичности затрудняется из-за отсутствия у студента адекватной Я-концепции, реальных представлений о жизни и деятельности студенчества и т.д. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно преодолеть школьную идентичность и ощутить себя студентом. Становление студенческой идентичности в основном завершается к 3-му курсу, что с формирования системы профессиональной деятельности сопровождается ростом большинства самооценочных показателей, фиксацией социального статуса индивида в группе и стиля студенческой жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Программа по формированию основ здоровья и здорового образа жизни
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу д ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Технология организации коллективной творческой деятельности
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности. Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru