Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе

Страница 5

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию обучаемого.

Вторая рекомендация состоит в формировании у студентов уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу.

В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции.

Необходимо всемирно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению.

Важнейшая задача – не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с “выдаванием” выдумки за истину.

Формировать чувствительность к противоречиям , умение обнаруживать и сознательно формировать их.

Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру студента в свою способность к таким открытиям.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.

Важнейшим условием творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность

Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, - всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое “Я” и действовать в соответствии с его “советами”. Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.

Изучение познавательных процессов у студентов

Для исследования познавательных процессов в студенческом возрасте виды памяти, как правило, изменяются мало, во всяком случае – не улучшаются, если для этого не проводится специальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшить или долгое время поддерживать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых потому, что они, как непродуктивные мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая нагрузка приходится на долговременную память, а также на произвольную память, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.

В студенческом возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагностике объема внимания и отдельно оценивать такие свойства внимания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную методику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, целесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания, заменить симмульный материал.

Психологические закономерности профессионального развития студентов

Формирования системы профессиональной деятельности. Процесс формирования системы профессиональной деятельности (СПД) в ходе обучения в вузе осуществляется в несколько этапов и начинается с осознания студентом неэффективности школьных форм учебной деятельности, которые сформировались у него в старших классах средней школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...

Формы организации обучения старших дошкольников
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает н ...

Проблема содержания учебных предметов
Есть несколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru