Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе

Страница 7

На 3-м курсе окончательно складывается личность студента как субъекта учебно-академической деятельности. Иначе говоря, на 3-м курсе индивид становится настоящим студентом и по делам, и по мировоззрению, по отношению к себе и к учебе, системе ценностей и интересов, способу одеваться, общаться, проводить свободное время и т.д. https://журавли52.рф ипотека на дом купить дом в Нижегородской области в ипотеку.

Однако на 4-5 курсах (в зависимости от типа вуза) под влиянием производственной (педагогической) практики и все большей ориентации студентов на послевузовскую жизнь у них начинает складываться собственно профессиональная идентичность. Об этом свидетельствует, в частности, изменение отношения студентов к учебным предметам. Читаемые курсы, отдельные их разделы студенты все в большей и большей степени оценивают с профессиональной точки зрения, т.е. пригодятся они или нет в будущей работе. В это же время студент принимает окончательное решение о том, связывать ли свою дальнейшую судьбу со школой или нет.

Формирование профессиональной идентичности к концу обучения в вузе у большинства студентов не завершается, поэтому многие студенты – пятикурсники не верят в себя как в профессионалов и не считают себя таковыми. Это состояние они переживают как неготовность к самостоятельной деятельности, как ощущение страха перед будущим вообще и профессиональными перспективами в частности. Возможно, именно по этой причине у студентов 5-го курса профессиональная самооценка существенно снижается. Завершение формирования ПИ происходит в период самостоятельной профессиональной деятельности в школе.

Итак, выделяются следующие этапы становления ПИ: школьная идентичность-мораторий (поиски новых форм идентичности) - студенческая идентичность-мораторий (уточнение старых и поиск новых форм идентичности) – учебно-профессиональная идентичность - профессиональная идентичность.

Развитие профессиональной направленности. Профессиональное развитие студентов связано также с формированием и преобразование структуры мотивов, которые как внутренние источники активности личности определяют процесс ее профессионального становления. В целом основу детерминации данного процесса составляет комплекс как внешних, так и внутренних по отношению к индивиду факторов, которые образуют социальную ситуацию профессионального развития.

Установлено, что профессиональное развитие студента определяется тремя группами мотивов: учебно-познавательными, профессиональными и мотивами жизненного пути, которые действуют на всех этапах обучения в вузе, образуя единый комплекс, но удельный вес каждой группы мотивов в общей структуре мотивации деятельности студента может изменяться.

Так, на 1-м курсе ведущая роль отводится мотивации жизненного пути, поскольку высокий уровень удовлетворенности студента собой, профессией и учебой нельзя объяснить результативностью обучения (она низкая), стабильностью положения в группе (она недостаточная), определенностью своего положения в плане точности профессионального выбора. Причина этого заключается в росте уважения студента к себе как субъекту жизненного пути, впервые решившему важную жизненную проблему-выбор профессии и поступление в вуз. Студент осознает, что далеко не всем удалось решить данную проблему, и эта “избранность” порождает особого рода эйфорию, которая проявляется в росте самооценок и удовлетворенности собой.

Возможно, что рост самоуважения и возникающее на его основе состояние “эмоционального благодушия” маскируют реальные проблемы учебной деятельности, вследствие чего замедляется процесс становления адекватных форм учебной деятельности, и откладывается на более позднее время обретение студентами академической идентичности.

В конечном счете все возрастающие учебно-академические требования и невысокие результаты обучения при больших затратах сил и времени заставляют студента обратить внимание на проблемы своего профессионального развития. Это приводит к тому, что учебно-познавательная мотивация начинает доминировать и именно она “запускает” процессы поиска и освоения новых форм учебной деятельности, процессы осознания и принятия себя в качестве студента вуза. Результаты “включения” данной формы мотивации не заставляют себя долго ждать: уже в конце 2-го - начале 3-го курса обнаруживается резкий рост успеваемости, обученности, показатели удовлетворенности и учебно-профессиональных самооценок .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...

Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психол ...

Исторический экскурс в теории воспитания
Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием услов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru