Методы научного познания

Страница 1

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием (Глазунов, 2002). Его основу составляют отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной научной деятельности, называемой практикой. Потребности практики служат движущей силой познания, его целью. Цель познания - движение истинных знаний, верно отражающих действительность.

Е.А. Мамчур (2003) считает, что основу развития науки составляют ее методы, представляющие собою способы, средства и принципы организации и обоснования поисковых действий. Вопрос о развитии науки есть, прежде всего, вопрос о развитии ее методов. Методы современной науки весьма сложны, их состояние определяет уровень и характер разработки научных проблем, реальные возможности науки в продвижении в область неизвестного. "Научный метод, по мнению А.Б. Мигдала (1998), - единственное, что позволяет понять задачи науки". Владение научным методом представляет собою высочайшее исскуство, отражающееся знание, умение и опыт. Научный метод и есть подобная высшая мудрость владения средствами, орудиями познания.

Современный научный метод весьма сложен и структурирован. Он включает в себя опытное и теоретическое начала. Опытное начало практически представляет собою своеобразное чувственное анализирование действительности, основанное на материальных взаимодействиях, в которые включен и сам человек. Именно опыт поставляет первичные, базовые данные (факты), которые образуют фундамент науки.

Эмпирическое начало ведет свое происхождение от процессов простых наблюдений, далее в него были включены процедуры измерения, а ныне его венчают конструирование и применение специальных измерительных приборов. Теоретическое начало направлено на вскрытие связей в мире чувственных восприятий. Тем самым теоретический анализ имеет своей целью описать и объяснить опытные данные, придать им смысл. В своем развитом виде теоретическое начало воплощается в разработке и применении научных теорий как относительно целостных и замкнутых систем понятий и законов науки.

"По существу своему научный метод, по И.В. Кузнецову (2005), есть ничто иное, как подтвержденная опытом теория, обращенная на преображение нового знания, заслужившая наше доверие теория, на которую возложена специфическая функция служить средством приумножения знания".

Анализ природы научного метода вне оснований творческой деятельности просто немыслим. При изучении феномена творчества, первостепенное внимание обращается на процессы мышления, активность интеллекта.

М.Ф. Трифонова (1993) условно подразделяет методы научного познания на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический.

Методы эмпирического уровня - наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, методы проб и ошибок и т.д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и используются на этапе формирования научной гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня - эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логические. Следует подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, если они систематизированы, между ними установлены неслучайные зависимости, определены причины и следствия.

Методы теоретического уровня - абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и др. на данном уровне проводят логическое исследование собранных фактов, вырабатывают понятия, суждения, делают умозаключения.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Проблемы организация самостоятельной работы и ее задачи
Начальное обучение является фундаментом образования. От того, насколько прочно заложены основы первоначального обучения, зависит дальнейшее формирование знаний и умений в средних классах школы. И не только содержание обучения в начальных классах является подготовительным курсом к основам наук, вся ...

Модели образования
Рассмотрим несколько моделей. 1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу ...

Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию п ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru